К истории богородичного движения в России и его организации. Духовный
лидер блаженный Иоанн (Береславский)Страница 3
"В течение всех веков было два знаменательных изменения жизни человеческой, которые и называются двумя Заветами, а также потрясениями земли . Одно вело от идолов к Закону, другое от Закона к Евангелию. Благовествуем и о третьем землетрясении о переходе от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому. Но одно и то же происходило с двумя Заветами. Что именно? То, что они не сразу вводились .
Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, Сына же более затемнено. Новый Завет явил Сына и дал намек на Божество Духа. Ныне пребывает с нами Дух, давая нам более ясное видение Себя. .У Спасителя даже после того, как Он наполнил Своих учеников многими учениями, было нечто, о чем Он говорил, что ученики тогда не могли вместить этого ." (Иеромонах Илларион (Алфеев) "Жизнь и учение св. Григория Богослова", М., Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998, с.259261).
По мнению иеромонаха Иллариона (Алфеева), "Этот важнейший для понимания всей истории христианского богословия текст, включающий мысли Григория Богослова, содержит несколько ключевых идей.
1)Откровение Божие, начавшееся в ветхозаветный период, не окончилось Новым Заветом, но продолжается в наши дни. 2) Откровение происходит не путем принуждения, но путем убеждения, для чего и необходима определенная тактика со стороны БогаПедагога. 3) Тактика эта заключается в том, что откровение совершается постепенно и поэтапно, путем раскрытия и все более полного уяснения тех или иных догматических истин. 4) Библия не является последним словом христианской догматики, но лишь определенным этапом ее развития. 5) Сам Христос не сказал в Евангелии всего, что необходимо знать христианину о Боге: Христос продолжает открывать Бога людям посредством Духа Святого, т.е. новозаветное откровение продолжается в церкви.
Таково динамичное понимание Григорием развития православной догматики и поэтапного откровения в истории тайны Троицы. Подчеркнем: речь у Григория не идет о введении новых догматов, но о постепенном, все более полном раскрытии тех догматов, которые в виде "намека" содержатся в Писании.
Григорий выразил здесь традиционную для восточнохристианского богословия идею Священного Предания Церкви как главного источника веры. Восточное богословие не знало того противопоставления Писания и Предания, которое впоследствии станет краеугольным камнем западной схоластики. В восточном понимании Писание есть часть Предания: Писание выросло из Предания и отражает определенную стадию развития Предания развития, которое на этой стадии не закончилось. .
"Тайное знание", т.е. учение Христа, не вошедшее в новозаветный канон, не является выдумкой гностиков: оно существует, но существует не у них, а в Предании Церкви. Именно церкви вверил Христос это знание, и именно в опыте церкви, в ее богословии продолжают раскрываться фундаментальные истины христианской веры. Что же касается Писания, то в нем, по мнению Григория, догматические истины уже заложены: надо только уметь их распознавать. Григорий предлагает такой метод чтения Писания .: рассматривать тексты Писания, исходя из последующего Предания Церкви, и идентифицировать в них те догматы, которые более полно сформулированы в позднейшую эпоху. Такой подход к Писанию является основным в патристический период. .
Для Григория существует один критерий правильного подхода к Писанию: верность Преданию Церкви. Только то толкование библейских текстов легитимно, считает Григорий, которое основывается на церковном Предании . Вне контекста Предания библейские тексты утрачивают свою догматическую значимость. И наоборот, внутри Предания даже те тексты, которые не выражают прямо догматические истины, получают новое осмысление. Христиане видят в текстах Писания то, что не видят нехристиане; православным открывается то, что остается сокрытым от еретиков. По мнению священника Богородичной церкви Ильи (Попова), изложенного в беседе с автором, старцы, стяжавшие боговидческое око сердечное, созерцали тайны, недоступные "внешним", отмирским христианам. "Тайна Троицы для последних остается под покрывалом, которое снимается только Христом и только внутри церкви" (Иеромонах Илларион (Алфеев). “Жизнь и учение св. Григория Богослова”. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998, с.262265).
Самое популярное:
Святилища
Культ местных, общинных покровителей был обычно привязан к местным святилищам, где и совершались обряды. У осетин это были дзуары. Дзуар — это обычно старая постройка, иногда бывшая христианская церковь, а иногда просто группа священных д ...
Вывод
Сегодня религиозная культура включает в себя множество религий и религиозных верований, начиная от примитивных мифологий (шаманизм, язычество и т.п.) до мировых религий, к каковым относят (по очерёдности возникновения) буддизм, иудаизм, х ...
Брак в евангелических Церквях
Заключение брака. В евангелических церквях[13] венчание рассматривается не как таинство, а как церковный обряд (поскольку не было непосредственно введено Иисусом Христом). В большинстве своём, евангельские христиане[14] придерживаются сле ...