Попытки реформировать религию
Начиная с XVIII в. царское правительство проводило политику принудительной христианизации народов Поволжья, политику, которая была составной частью системы помещичье-полицейского гнета. Эта система вызывала глухое сопротивление мордовских, марийских и Других крестьян. Стихийный протест иногда облекался в религиозную форму: отказ от насильственно навязанного православия, возврат к язычеству, но вместе с тем и попытки как-то улучшить, реформировать старую религию, чтобы можно было смелее противопоставить ее христианству.
Один из ярких эпизодов подобного реформаторства связан с движением мордвы Терюшевской волости (Нижегородская губерния) в начале XIX в. (мордва-терюхане, ныне совершенно обрусевшие). Это движение началось как чисто крестьянское сопротивление помещичьему крепостному гнету (отказ от барщинных работ), но затем расширилось, к нему примкнули государственные крестьяне-мордовцы, и под конец оно приняло форму религиозного движения. Появился местный пророк — крестьянин-мордвин Кузьма Алексеев. Он проповедовал, что «Христа больше нет, не будет больше и христианской веры», что надо вернуться к старой мордовской вере и старым мордовским обычаям, освободить народ от помещичьего гнета. Неизвестно точно, в какой форме надеялся Кузьма возродить мордовскую религию (уже к тому времени многими забытую), была ли тут попытка реформировать ее; видимо, да, потому что Кузьма намеревался на место Христа поставить божью матерь, Николая Чудотворца и Михаила Архангела, то есть позаимствовать из того же христианского пантеона. Но движение было скоро подавлено, Кузьма Алексеев был арестован и предан суду. В местных народных легендах он позже долго вспоминался как «Кузька — мордовский бог».
Другое движение возникло среди марийцев и носило более миролюбивый, чисто религиозно-реформаторский характер. Это секта кугу-сорта («большая свеча»), возникшая среди некрещеных марийцев еще в 70-х годах XVIII в., но широкое распространение получившая к концу XIX в. в связи с усилением полицейских преследований. Учение этой секты представляло собой какое-то смешение марийских и христианских религиозных идей. Культ обращен к высшим богам — «Трем великим белым создателям» (может быть, отголосок христианской троицы), наряду с которыми признаются и другие боги, а также и Христос. Кугусортинцы упростили культ и отменили жертвоприношения низшим духам; наиболее строгие последователи секты отвергли вообще всякие кровавые жертвоприношения, ограничиваясь принесением в жертву обрядовых хлебцев, блинов, меда — более дешевой формой культа. Кугусортинцы избегали пользоваться покупными вещами, старались вернуться к патриархально-натуральному крестьянскому хозяйству.
Самое популярное:
Совместная деятельность Русской Православной Церкви
и силовых структур
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» обозначены направления совместной деятельности Церкви и силовых структур, в их числе: «… в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание; г) дела милосердия и ...
Великий преобразователь
Величественная фигура этого замечательного человека так возвышается над самыми знаменитыми героями всех времен, что они кажутся карликами по сравнению с ним. Никто из них столь широко не повлиял на все стороны человеческой жизни. Одни был ...
История развития.
Православие не имело единого церковного центра, т.к. церковная власть была сосредоточена в руках 4 патриархов. По мере распада Византийской империи каждый из патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церков ...