Революционные движенияСтраница 5
Кажется очевидным, что движения народных пророков опираются на великую традицию избавления Израиля вмешательством Бога. Эсхатологический оттенок внушал уверенность участникам таких движений, что скоро Бог окончательно освободит Израиль и предоставит ему землю обетованную.
Пророки-оракулы
. Вторая категория пророков пророки-оракулы провозглашали, что вмешательство Бога должно произойти в самое ближайшее время. Их деятельность преимущественно сосредоточивалась на годах до первой Иудейской войны и во время ее. Иосиф Флавий довольно подробно рассказывает о пророке Иешуа, сыне Анана. Он начал свою деятельность за четыре года до первого восстания, когда в Иерусалиме царили «глубокий мир и полное благоденствие», и в течение семи лет и пяти месяцев предвещал городу страшные бедствия. В конце концов, Иешуа погиб во время осады Иерусалима, пораженный камнем из метательного орудия. Когда разразилась война и умножилось число пророков, евреи начали напряженно ожидать помощи от Бога. Даже в конце войны, когда Храм уже был разрушен и сожжен, какой-то пророк обещал 6-тысячной толпе, что они получат «знамение их спасения» и «помощь от Бога».
4. Апокалиптики
Апокалиптика изначально не была неотъемлемым элементом народных движений, но в период II в. до н.э. - I в. н.э. многие евреи, в том числе пророки-оракулы, прониклись идеями апокалиптической эсхатологии. С их точки зрения, положение Израиля казалось безнадежным, наступил гнетущий период несбывшихся надежд, разрушенных чаяний, классовых конфликтов; время «молчания пророков» и, более того, преследования тех немногих, кто оставался верен Торе. Все это происходило на фоне небывалого процветания эллинизированной, скомпрометировавшей себя еврейской аристократии. Многие в Израиле воспринимали эту ситуацию как беспросветный кризис. Требовалось какое-то необычное решение. Тогда и обратились к апокалиптической эсхатологии, которая давала новую интерпретацию истории и судьбы человечества. Эти учения, сохраняя преемственность с прежними эсхатологическими пророчествами, в то же время приобретали черты дуалистической, универсально-космической, трансцендентальной и индивидуальной направленности.
Апокалиптическая эсхатология призывала сосредоточиться на ином мире, позабыв о сиюминутных заботах. Приверженцы космического дуализма переносили главную битву между силами мира на небеса. Люди призывались участвовать в ней, тем самым поддерживая предводителя всего небесного воинства Михаила против сил зла. Основным оружием борьбы для человека становилась молитва, а также личная святость и верность Торе, даже в жестоких испытаниях. Таким способом апокалиптики надеялись победить угнетателей Израиля, что дает основание причислить их к революционным движениям.
5. Четвертая философия и традиция мученичества
Кроме фарисеев, саддукеев и ессеев Иосиф Флавий упоминает некую «четвертую философию». Многие связывали это обозначение с зелотами и сикариями, но недавно Хорсли убедительно опроверг эту идентификацию. Хорсли обратил внимание на тот факт, что, с одной стороны, Иуда Галилеянин назван законоучителем с собственной группой приверженцев, и этот представитель четвертой философии «во всем прочем примыкает к учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкою своим они считают Господа Бога». По крайней мере, prima facie четвертая философия была ответвлением фарисейства, причем вожди этого направления выступали за более решительное противостояние римлянам (напр., Иуда Саддок и др.). Хорсли предположил, что сопротивление Риму основывалось на четырех связанных между собой представлениях.
Во-первых, речь шла об отношении к налогам: уплата податей приравнивалась к признанию своего рабского состояния, более того, высказывалось мнение, что это противоречит Писанию (2 Цар 24), поэтому следовало отказаться от уплаты податей Риму.
Самое популярное:
Сущность духовности
Настоятельная потребность исследования «нравственных чувств и целостных убеждений», исследования духовного мира актуализирует проблему духовности. В связи с этим возникает вопрос о том, что такое духовность? Если лет 10-15 назад о духовно ...
Классовое и общечеловеческое в сущности
государства. Понятие государства
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.
Марксизм научно обосновал, что пол ...
Церковное краеведение
Понятие «Церковное Краеведение» возникло совсем недавно. Оно было сформулировано в статьях и выступлениях архимандрита Иннокентия (А.И.Просвирина), в документе «Основные направления и темы для формирования «Российской краеведческой програ ...