Революционные движенияСтраница 2
При этом один старик, заключенный в пещере с семью сыновьями своими и женой, сделал следующее: когда члены его семьи просили его разрешить им выйти на площадку и отдаться во власть римлян, он сам встал у входа и поочередно перебил всех выходивших детей своих, равно как и жену. Затем он сбросил тела их в пропасть и за ними ринулся вниз, предпочитая смерть рабству. Поскольку источники, относящиеся к позднейшим годам царствования Ирода, не упоминают о разбойниках, можно предположить, что эта операция привела к их окончательному уничтожению, однако это скорее свидетельство по умолчанию. Вплоть до конца царствования Агриппы I (44 н.э.) сведений об активном движении разбойников очень мало, однако упомянуты два разбойника у Мк 15:27. Иосиф также называет некоего Фоломея как атамана разбойников. Фоломей, скорее всего, не представлял собой исключения, поскольку тут же мы читаем, что Фадус (44-46) взялся очистить от разбойников «всю Иудею». По-видимому, в середине I в., возможно, из-за свирепствовавшего в стране голода численность разбойников резко возросла. Одним из таких разбойников был Элеазар, чья деятельность продолжалась не менее 20 лет. Меры, принимаемые властями, шли только на пользу разбойникам. Куман (48-52 н.э.) вел активные боевые действия против разбойничьих шаек, но добился лишь того, что они укрылись в своих укреплениях, и «с той поры вся Иудея наполнилась разбойниками».
К моменту иудейского восстания разрыв между богатыми и бедными достиг предела, налоги были чрезвычайно высоки, население жестоко угнетали римляне, в стране не было правосудия, а нищета сделалась всеобщей. Движение разбойников распространялось со скоростью эпидемии, так что значительная часть населения превратилась в мятежников. Эта ситуация побуждала знать все туже «завинчивать гайки», что, в свою очередь, провоцировало новый виток общественного недовольства. Не вызывает сомнений, что в исследовании первого иудейского восстания нельзя обойти вниманием участие разбойников. В разразившемся восстании разбойники сыграли заметную роль, сдерживая продвижение римской армии в Галилею и Иудею, причем в области Галилеи шайки разбойников доминировали. Эффективные действия разбойников против Рима объясняются не только их значительной военной силой, но поддержкой крестьян, а также способностью вступать в союз с другими повстанцами. Наиболее важным вкладом разбойников в эту войну стало применение тактики партизанской войны, действенность которой они доказали, уничтожив войско Цестия Галла в 66 н.э. Однако все попытки разбойников освободить Палестину от власти римлян не привели к успеху.
2. Самозваные мессии
Надежды иудаизма I века на будущее связывались не только с явлением Мессии. Более того, сам титул «Мессия» достаточно редко фигурирует в дохристианских текстах. Лишь после разрушения Иерусалима (70 н.э.), когда раввинистическое богословие унифицировало и популяризировало этот термин, слово «Мессия» появляется часто и всегда в одном и том же значении. Однако малая употребительность этого титула в прежние годы отнюдь не означает, что тогда отсутствовали ожидания царственного помазанника, который встанет во главе еврейского народа. Эти ожидания подготовил уже Ветхий Завет, обещая «ветвь Божью», которая произрастет от Давида. Эта же идея прослеживается в Иер.23,5-6 и Ис.11,2-9, где говорится, что «Отрасль праведная» «будет производить суд и правду на земле». Михей внес свой вклад в формирование ожиданий, назвав родиной Мессии Вифлеем (Мих.5,2). Но все же нельзя считать ветхозаветные ожидания Мессии широко распространенными.
От периода персидского и эллинистического господства у нас тоже мало свидетельств об упованиях на Мессию. В эту эпоху были известны обещания Господа Давиду и пророчества о будущем царе из колена Давидова (ср. Сир.47,11,22; 1Макк.2,57), но исполнение обещанного откладывалось на далекое будущее. Вероятно, это справедливо и для периода гонений Антиоха Эпифана, хотя некоторые тексты (ср. 1Ен.90,9, 37-38; 1Макк.3,4) могут быть интерпретированы иначе. Однако в правление династии Хасмонеев надежда на явление царя-помазанника, избавителя Израиля, крепнет. В Кумране ожидали двух помазанников: Мессию-первосвященника и Князя Собрания, возглавившего общину последних времен. И в других источниках иудейской литературы этого периода появляются упоминания царя-помазанника (Пс Сол 17), но из дошедших до нас текстов лишь в тех, что относятся к периоду после смерти Ирода (4 до н.э.), непосредственно говорится об обещанном и ожидаемом помазаннике. После смерти Ирода в 4 до н.э. евреи требовали у его сына и наследника Архелая целого ряда реформ. В праздник Пасхи, когда накал страстей достиг апогея, Архелай послал в Иерусалим войска, и тысячи благочестивых паломников были убиты. Этот поступок спровоцировал восстание во всех главных областях царства Ирода, причем некоторые мятежи шли под знаком мессианского движения. Иосиф называет некоторых вождей: Иуда, сын Иезекии; Симон, раб царя Ирода; Атронгес. Иосиф однозначно указывает, что каждый из этих людей претендовал на то, чтобы сделаться царем Израиля. Все эти «мессии» происходили отнюдь не из знати, а приверженцами их были в основном крестьяне. Основной целью революционных движений было свергнуть власть Ирода и римское правление в Палестине. Мятежники сражались с римлянами, а также нападали на усадьбы знати и резиденции царя. Несомненно, таким образом выражалось недовольство, накопившееся за годы социального неравенства. Вар, легат Сирии, принял ответные меры, расквартировав в стране два легиона (по 6 тыс. человек) и четыре отряда кавалерии (по 500 человек) в дополнение к войскам, уже находившимся в Иудее, и вспомогательным отрядам, набиравшимся муниципальными властями и правителями этой области. Несмотря на столь большой гарнизон, подавить мессианские движения оказалось не так-то просто.
Самое популярное:
Зарождение исламской цивилизации. Мухаммед
Мухаммед, основоположник ислама, родился 20 апреля 570 г. (по христианскому летосчислению) в г. Мекке, представляя род хашим племенной группы курайш.
Мекка, начало расцвета которой относится к середине VI века, являлась центром Хиджаза - ...
Обожествление человека
Кроме учения о божестве своих основателей и вождей, есть культы, которые вообще учат, что всякий человек есть бог и может достичь состояния божества.
Мормонское учение о божестве человека связано с понятием этого культа о Боге. Бригхам Я ...
Секты, ереси
Однако это укрепление было достигнуто ценой жестокой внутренней борьбы. Борьба принимала по большей части форму споров за догматы. Но за этими догматами стояли разные идейные течения, принадлежавшие разным национальным и классовым группам ...