Революционные движенияСтраница 8
В большинстве комментариев о смерти мучеников и ее последствиях сами мученики оказываются орудием победы, то есть их вклад в исход войны оказывается решающим. Именно по этой причине значительная часть 4 Макк уделена подвигам мучеников -без них победа была бы невозможна. По мнению автора, мученики как бы уже, без помощи других людей, одолели Антиоха и его подлых приспешников. Мученики способствовали падению царя, строго придерживаясь Закона, не идя на компромисс, до конца свидетельствуя о своей вере. Праведность оказалась грозным оружием. Мученики становятся воинами Бога, поскольку не отступают от веры и терпеливо сносят пытки и смерть - таково единственное оружие мучеников. Антиох является их врагом лишь в той мере, в какой он связан с силами зла. Главный враг мучеников - сатана, и битва идет за их души. Небесное воинство помогает им в битве, своей смертью мученики скрепляют победу. Эта идея прослеживается в более ранней мартирологической литературе.
Таким образом мученики именно благодаря невинному страданию становятся участниками войны против Антиоха и главным орудием победы. Если Хорош правильно определил четвертую философию, то богословие мученичества как решающего фактора в битве со злом можно считать предтечей этого учения, и - многие, если не все, вышеупомянутые богословские положения отчетливо прослеживаются в четвертой философии. Хотя в основу этой доктрины положено страдание, целью мученичества было торжество над врагами Израиля, и поэтому четвертая философия имеет не меньше оснований быть причисленной к революционным движениям, чем другие.
6. Сикарии
Слово «сикарии» связано с оружием этих людей - изогнутым кинжалом (лат. sicae). Вот как описывает этих людей Иосиф Флавий: «В Иерусалиме образовалась другая шайка разбойников, получивших название сикариев. Они убивали людей среди белого дня и в самом городе, преимущественно в праздничные дни они смешивались с толпой и скрытыми под платьем кинжалами закалывали своих врагов; как только жертвы падали, убийцы наравне с другими начинали возмущаться происходившим и, благодаря такому притворству, оставались скрытыми. Первый, который таким образом был заколот, был первосвященник Ионатан. Вслед за ним многие другие погибали ежедневно» (Война 2.13. 3 §254-256). Некоторые отождествляют сикариев с зелотами, другие с разбойниками, но, как указывает Хорсли, Флавий назвал их «другой шайкой разбойников». Мы уже говорили, что Робин Гуды обычно действовали в сельской местности, грабя богатых. Поскольку они подвергались преследованиям властей, то обычно сбивались в большие шайки, находили убежища, постоянно меняли места обитания. Сикарии, однако, были убийцами и действовали в городе, соблюдая конспирацию, могли вести внешне нормальный образ жизни, не прячась в убежищах.
Очевидно, эта тактика насилия несовместима с четвертой философией, хотя Иосиф намекает на преемственность между вождями этих движений: «сикарии, во главе которых стоял знатный муж Элеазар, потомок Иуды». Если это так, приходится предположить какое-то сходство в религиозно-политической ориентации двух этих групп, однако идея индивидуального террора - это уже новая грань в сопротивлении угнетателям.
Политические убийства начались в 50-е годы, при Феликсе. В отличие от сельских разбойников, нападавших на низших чиновников, назначенных Римом, и на обозы, сикарии выбрали объектом покушения представителей еврейской аристократии. Тактика сикариев сводилась к одному из следующих видов борьбы. Во-первых, они убивали отдельных представителей правящего класса, как, например, первосвященника Ионатана. Во-вторых, сикарии убивали представителей еврейской аристократии с проримской ориентацией, которые жили в сельской местности. При этом они грабили и жгли их имения. В-третьих, они прибегали к захвату заложников. Такие действия сикариев способствовали развитию революционной ситуации. В правящих кругах распространялось взаимное недоверие, аристократия была парализована страхом, рушилось социальное устройство. Высшие классы лишались уверенности в прочности своего положения, испытывали смутную тревогу и беспокойство; каждый мог стать следующей жертвой. Распад правящего класса был неизбежен, главной проблемой общества стало обеспечение личной безопасности. Таким образом, вместо того чтобы церковной и политической аристократии объединить усилия для отстаивания своих интересов, они стали нанимать частные отряды для защиты своей жизни и семьи. Насилие и несправедливость правящих классов тоже способствовали разрушению социальных связей и подготавливали первую Иудейскую войну.
Самое популярное:
Христианство
Религия — это то, что соединяет человека с Богом, ее Творцом. Только она дает ответы на самые важные вопросы: для чего мы живем на земле? Каков смысл нашей жизни? Что нас ждет в будущем? Почему на свете существует зло и страдания?
Что же ...
Ритуальные предписания и религиозные обряды
Жизнь каждого правоверного мусульманина размерена не только по дням, но и в течение всего года религиозными обрядами. Ритуальные предписания определяют пять молитв ежедневно, большую молитву в пятницу, соблюдение больших религиозных празд ...
Иджма
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практи ...