Революционные движенияСтраница 3
Отсутствие письменных источников мешает выявить какие-либо мессианские движения в период между этими мятежами и первым иудейским восстанием (разумеется, не считая последователей Иисуса). В связи с первым иудейским восстанием Иосиф Флавий называет два мессианских движения, которые заслуживают упоминания. Первое возглавлял Манаим, сын Иуды, прозванного Галилеянином, который отправился во главе своих приверженцев в Масаду, разбил здесь арсенал Ирода, вооружил кроме своих земляков, разбойников, и с этой толпой телохранителей вступил, как царь, в Иерусалим, стал во главе восстания и принял руководство над осадой.
Второе мессианское движение, упомянутое Иосифом, было возглавлено Симоном бар Гиора (т.е. «Симоном, сыном прозелита»). В 66 н.э., в самом начале войны, Симон помог атаке евреев на Цестия, напав на арьергард римлян. Мессианское движение Симона также было вызвано жестокостью угнетения народа израильской знатью. Когда Симон взял под свой контроль сельские области Иудеи и Идумеи, жители Иерусалима попросили его возглавить оборону против римлян. После междоусобицы, в результате которой Симону удалось устранить зелотов и Иоанна из Гисхалы, он взял под свой контроль Иерусалим. Симон был приверженцем строжайшей дисциплины, и его борьба с Римом первое время была весьма успешной, однако римская армия имела неоспоримое численное преимущество. Симон сдался в плен, одетый в белую тунику и пурпурный плащ, как подобает царю евреев, и был отправлен в Рим, где подвергся ритуальной казни. Мессианское движение Симона оказалось самым значительным из описанных Иосифом Флавием. Оно продолжалось около двух лет и, вероятно, подогревалось эсхатологическими ожиданиями.
Последним мессианским движением еврейской древности, о котором сохранилось письменное сообщение, стало восстание Симеона бар Кохбы (132-135 н.э.). Рабби Акива объявил, что Симеон действительно является Мессией, и большая часть иудейского крестьянства откликнулась на его призыв. Симеон на три года освободил страну и даже успел отчеканить монету с надписью «Год I освобождения Израиля». Когда подоспела многочисленная римская армия, Симеон перешел к партизанской тактике и навязал римлянам долгую изнурительную войну. Тем не менее римляне в конце концов «истребили, уничтожили и искоренили» мятежников во всей стране.
3. Революционные пророки
Несмотря на активную деятельность пророков вплоть до I в., практически отсутствуют доказательства, что евреи ожидали скорого прихода обещанного эсхатологического пророка. Нет также и данных, свидетельствующих об ожидании пророка, подобного Моисею*, о котором говорится во Второзаконии - 18:18. Более распространены надежды на возвращение Илии (см. Илия и Елисей), но никто не претендовал назваться вторым Илией. Итак, появление пользующегося популярностью пророка, которому приписывалась бы эсхатологическая роль, нельзя сводить лишь к исполнению обычных народных чаяний.
Хорсли удачно провел разграничение между «пророками народных движений» и «пророками-оракулами»: последние больше напоминают пророков классического периода, таких, как Осия и Иеремия; они предсказывают суд или избавление. Пророки-оракулы, сулившие избавление, возникают непосредственно перед первым еврейским восстанием и во время него. Характерно, что пророки-оракулы, предсказывающие суд, были приняты плохо: общество воспринимало их как угрозу существования и вынуждало замолчать.
Народные пророки.
Пророки народных движений, напротив, становились вождями больших масс крестьян. Власти обычно рассматривали их деятельность как мятеж и для подавления направляли войска. Такие пророки и их последователи обычно провозглашали эсхатологическое избавление. Освобождение в результате вмешательства Бога должно было вот-вот наступить: евреи перестанут быть покоренным народом и сами будут вновь править Палестиной, страной, которую назначил им Господь. О вождях этих народных движений Иосиф в целом отзывается так: «Обманщики и прельстители, которые под видом божественного вдохновения стремились к перевороту и мятежам, туманили народ безумными представлениями, манили его за собою в пустыни, чтобы там показать ему чудесные знамения его освобождения».
Самое популярное:
Становление ислама в качестве государственной
религии
Говоря о распространении ислама в Золотой Орде, необходимо помнить, что успех или неуспех этой пропаганды зависел главным образом от того, в какой среде ее вели. В Дешт-и-Кыпчак, в самой гуще кочевников-трудящихся — как самих монголов, та ...
Друиды
«Выше всего на свете друиды почитают остролист и дерево, на котором он произрастает, дерево же это — дуб . потому-то по-гречески их и назвали друидами, что значит . "жрецы дуба"», — пишет Плиний, давая первое объяснение происхож ...
Социокультурные предпосылки возникновения христианства
После смерти и воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме осталась община его последователей во главе с апостолом Петром Помимо этой общины к 60-м годам I века на территории Палестины существовало еще несколько раннехристианских общин. Наличи ...