Революционные движенияСтраница 7
Даже если вы лишите меня органа речи, Бог услышит и немого. Вот мой язык - отрежьте его, и все же вы не заставите молчать наш разум. Мы с радостью отдадим свои тела на поругание во имя Бога. Бог скоро посетит вас, ибо вы отрезаете язык, воспевавший божественные псалмы (4 Макк 10:18-21).
И снова оказывается, что страдания невинных побудят Бога действовать, то есть гонители Израиля сами приближают час суда. Все более жестокими становятся казни беззащитных, и мольбы об отмщении несутся к небесам. Каждый мученик, умирая, знает, что с его гибелью обвинение против тирана становится еще весомее, и день суда над царем - еще ближе. Об этом говорит в 4 Макк 11:3 пятый из братьев: «Я пришел сюда по доброй воле, чтобы, убив меня, вы навлекли на себя небесную кару за еще одно преступление». Этот мученик верил, что благодаря его невинным страданиям закоренелый грешник Антиох увеличит число своих преступлений, и вскоре они достигнут того предела, когда Божественный Судия сочтет необходимым вмешаться во имя справедливости. Эта же богословская мысль звучит в решительном высказывании шестого брата: «И я, облачившись в благородство, умру со своими братьями и вместе с ними навлеку великого мстителя на тебя, изобретатель пыток, враг всех подлинно верующих» (4 Макк 11:22-23).
Сила мстителя заключена в его броне, то есть в его добродетели. Невинная смерть мучеников приближает час гнева Господнего, и праведникам не придется долго ждать отмщения, суд скоро наступит. Это вдохновляет на мученичество четвертого брата, и он стойко переносит страдания: «Мы с радостью отдадим свои тела на поругание во имя Бога. Бог скоро посетит вас» (4 Макк 10:20-21 ср. 12:20). Месть порой даже персонифицируется как Тот, Кто преследует главного поборника зла. Автор этой книги указывает, что месть скоро настигнет свою добычу и восстановит справедливость. «Тиран Антиох и на земле понес наказание и после смерти казнится» (4 Макк 18:5). И в той же главе мы читаем: «Божественная справедливость преследовала и будет преследовать проклятого тирана за эти преступления» (18:22).
Автор, безусловно, воспринимает страдание мучеников как сражение, как участие в войне добра и зла - Бога против сатаны. Об этом же говорит и его комментарий, завершающий хвалу мученикам: «И следовало бы начертать на их гробнице такие слова, как напоминание нашему народу: «Здесь лежит престарелый священник, престарелая женщина и семеро их сыновей, погибшие от неистовства тирана, желавшего уничтожить все правила жизни иудеев. Они отстояли свой народ, призывая Бога и перенося пытку вплоть до самой смерти. Несомненно, они были воинами Бога» (4 Макк 17:8-11).
Мать семерых сыновей также удостаивается хвалы она выступает верным соратником в битве против Антиоха. Автор именует ее «воителем» и с изумлением описывает ее духовную битву, даже приписывая ей победу в национальной борьбе против тирана: «О мать, воин Божий за дело веры, женщина, старуха! Упорством своим ты одолела тирана . ты стояла и смотрела, как подвергается пыткам Елеазар, и говорила сыновьям на родном языке: «Сыны мои, вы призваны к достойной битве, чтобы свидетельствовать за весь народ. Сражайтесь ревностно за древний наш закон!» (4 Макк 16:14-16).
Роль мученика в битве против Антиоха - принять страдание и умереть; нельзя пойти на компромисс, но нельзя и взяться за оружие. Мученики просто подставляют свои тела под пытки и мечи тирана, тем самым внося ценнейший вклад в поражение врага и освобождение нации от угнетателей. Такова основная тема этой книги. Отметим еще некоторые важные тексты: Они причина падения тирании, угнетавшей их народ, они победили тирана (4 Макк 1:11, ср. 9:30).
О мать, ты вместе с семью сыновьями обессилила ярость тирана, разрушила его подлые замыслы (4 Макк 17:2).
Самое популярное:
Задание 4
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но н ...
Преподобный Макарий, старец Оптинский
Преподобный старец Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов, родился 20 ноября 1788 года в семье дворян Орловской губернии Дмитровского уезда и был назван Михаилом в честь святого благоверного князя Михаила Тверского.
В семье, кроме Миха ...
Суннизм
Основной религиозной и общественной книгой суннитов кроме «Священной книги» - Корана является сунна – «Священное предание»; сунниты отрицают достоверность некоторых суннитских хадисов и пользуются собственными сборниками (ахбар). Верховн ...