Основные этапы развития языческих верований восточных славян
и украинского народаСтраница 1
Язычество принадлежит к архаическому типу культуры и является одной из наименее изученных страниц нашей истории. Письменных источников, повествующих о тех временах, практически не сохранилось. Поэтому основным материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры, заклинания, детские игры, сказки, древняя мифология, эпос и др.
Термин «язычество» возник в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином христианские служители церкви обозначали самые разнородные религиозные проявления: мифы античного мира, представления первобытных племен, дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманскую религию татар.
В современном отечественном религиоведении принято выделять следующие этапы развития исторических форм религии:
1. Доклассовое общество: тотемизм, магия и мантика, фетишизм, культ природы, анимизм.
2. Классовое общество:
а) политеизм – многобожие;
б) монотеизм – единобожие.
Таким образом, языческие верования характерны для доклассового и раннеклассового общества.
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до перехода к так называемым «религиям спасения». Потребность человека стремиться к идеалу, искать «спасения» от своего несовершенства вызвала настоящую духовную революцию, что и привело в результате к возникновению великих религий и философских учений.
Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга, что чрезвычайно осложняет реконструкцию языческих верований.
В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны языческим культам, существовавшим и у других народов на определенных фазах их общественного развития.
Древнейший пласт – это одухотворение всей природы (земли, воды, огня, почитание растений, животных, каких-либо предметов), проявлявшееся в виде анимизма и фетишизма. В русских народных верованиях до позднейшего времени обнаруживались следы культа «матери-земли», которая олицетворялась в образе женского божества плодородия. Широкое распространение имел обычай клятвы землей, целования земли. Отголосками таких верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Фетишистский культ камней в почти неизменном виде влился в христианские культы, в частности, в культ «святых мест», «святых» реликвий.
Столь же древними объектами поклонения выступали вода и огонь. Им приписывали предохраняющее, очищающее, оплодотворяющее действие. Вода играла важную роль в знахарском лечении. Разновидностью ее почитания был культ водных источников: ручьев, ключей, колодцев, озер и др. С распространением христианства они «освящались» церковными легендами и преданиями и в практике православия стали фигурировать как «святые».
Вслед за природными фетишами появились фетиши, изготовленные руками человека. Материалом для них служили непривычной формы камни, ветки и др. Фетиш мог изображать сверхъестественное существо целиком (идол, статуя, кумир), а мог отображать только отдельную часть божества.
Постепенно фетиши-фрагменты приобрели вид и функции амулетов, оберегов, талисманов, которые служили для охраны человека от козней злых духов.
Не менее древней формой религиозных верований у славян являлся и тотемизм – вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным видом растений, животных или явлений природы. Такое растение или животное являлось тотемом данной группы людей. Тотем – символ, обозначение единства данной группы. Назначение тотема – оказывать помощь всем, кто находится с ним в родственных отношениях.
Известно, что днепровские славяне почитали дуб, а также поклонялись диким кабанам – вепрям. Народная культура знает тотемизм в основном в форме пережитков, ритуальных запретов. Отголоски тотемизма сохранились в русском обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величанием деревьев, птиц, зверей, а также в сказках, особенно животных. Многие традиционные образы – символы зверей и птиц несут на себе следы тотемизма. Народное творчество не только хранит устные образы тотемов, но и «овеществляет» их в облике коньков и петушков на крыше, утиц–солонок, оленей на полотенцах и рубашках и др. Тотемический образ сокола очень древнего происхождения; к незапамятным временам восходит представление о солнце как о соколе. В русской загадке-поговорке солнце именуется «ясным соколом», а темная ночь – «волком».
Самое популярное:
Закят
Третья обязанность мусульманина - это закят. Каждый мусульманин, чье положение превышает определенный минимум, должен ежегодно отчислять не менее 2,5% от своих средств нуждающемуся, новообращенному мусульманину, путешественнику или тому, ...
Источники
Источники изучения раннего христианства делятся на две основные группы - христианские и нехристианские. Христианские источники в свою очередь делятся на три категории: канонические книги так называемого Нового завета; неканонические сочин ...
Благословение детей
"Благословение призывается в начале всякого дела. Поэтому и благословение детей следует осуществлять в их младенчестве. Такому порядку были воспитаны израильтяне (Лук. 2:21-24), этого придерживаются мусульмане и христиане некоторых к ...