Общая история масонства. Происхождение масонстваСтраница 1
Происхождение масонства тонет, в легендах, которые создавались впоследствии и тем самым затемняют, первоначальные основы. Мы не будем углубляться в мифы и начнем изложение материала с того времени, когда выявляется сущность масонства, и оно становится доступным исследователям. Такой гранью принято считать CUII столетие.[2]
Орден франкмасонов ведет свою родословную от лондонского клуба начала CUIII века. Документальные сведения о нем довольно скудны. Даже первоначальный факт его истории был установлен научной критикой не без труда.
Начало полному и систематическому изучению всех относящихся к прошлому масонства документов и к окончательному освобождению масонской истории от фантастических гипотез было положено немецким историком Бегеманом и англичанином Гудом, труды, которых – «Краткая история франкмасонства» и «Доисторический период и начало франкмасонства в Англии» появились в самом начале CC века.
Слово «франкмасон» свободный каменщик/ пришло из английского в другие европейские языки уже, после того как оно потеряло в Англии свой первоначальный смысл и определить его происхождение сложно. До последней четверти прошлого века термин «франкмасон» противопоставляли термину «масон» как обозначающий не каменщиков-рабочих, а каменщиков-мыслителей. В частности, в них видели то «рыцарей Храма», скрывшихся под маскою франкмасонства после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства свои гуманитарно-филантропические цели. Однако документы позволяют считать предтечами современных франкмасонов настоящих каменщиков, а слово «свободный» имело первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Уже в CIU веке цехи каменщиков называются то просто масонскими, то франкмасонскими. Когда старинные братства каменщиков выделились в особую от цеха организацию, получившую известную популярность среди высших классов общества /CUII в./, она удержала за собой название франкмасонов, предоставив цеховой организации называться просто масонами.
Если старые организации каменщиков были номинальными предками масонства, то истинными, духовными предками его были, несомненно, представители европейской интеллигенции: алхимики и утописты CUII века.
История старых организаций каменщиков тесно связана с общей историей ремесленных гильдий и братств. Появление первых ремесленных гильдий относится в Англии еще к началу CII века, но документальные указания на гильдии каменщиков встречаются не ранее конца CIU века. В CU веке цехи уже господствовали в английских городах: старые торговые гильдии отодвинулись на задний план. Цехи владели собственными домами, богадельнями; из их среды уже выдвигались будущие фабриканты-капиталисты, богатые предприниматели-мастера. Члены более почетных цехов носили мундиры /ливера/ и составляли городскую аристократию, которая участвовала в выборах членов парламента и муниципалитета. С 1481 года к категории «ливрейников» были причислены в силу королевского указа и лондонские масоны.
Кроме чисто цеховых организаций, ремесленники соединялись в средние века и в более тесные союзы, или братства взаимопомощи, носившие церковно-религиозный характер. Культ святого, патрона цеха, и заботы о загробной судьбе умерших братьев играли в их деятельности главную роль, но наряду с этим преследовались, и другая цель – взаимная помощь при путешествиях: при помощи условных паролей и знаков братья всюду узнавали друг друга и получали друг от друга поддержку. Сообщение паролей и присяга верности составляли самую существенную часть церемонии вступления в братство. Братства английских каменщиков с CU века стали называться ложами.
Тяжелый удар нанесла ремесленным братствам Реформация, открывшая поход против всех организаций, носивших церковный характер. В 1547 году они были запрещены парламентским актом. Многие братства с этого времени прекратили свое существование, но масонские ложи оказались в числе организаций, выдержавших этот удар.
К этому времени начинают приобретать первенствующее значение естественные науки: физика, химия, физиология и анатомия; опытные науки увлекают мысль на новые пути. Подрывается вера в непогрешимость церкви. Философия открывает борьбу за свободу мысли, она больше не желает быть «служанкой богословия». Декарт, стремится освободить разум от наросших на него предрассудков и провозглашает горделивую фразу «Я мыслю, следовательно, существую» как единственную основу всякого знания.
Самое популярное:
Глава 4
Народная память не изменила старине и празднует русальную неделю, начиная с четверга перед Троицей, которая в разные годы выпадает на разные дни. Вообще, конец мая -начало июня -пора полного пробуждения творческих сил природы, потому и по ...
Истоки
шариата
Существуют два главных источника шариата Мухаммада (мир ему!) - Коран и Хадисы.
Коран - это Божественное откровение, слово Аллаха. Хадисы - это сборники рассказов о поведении последнего Пророка, сохраненные или его сподвижниками или теми ...
Свободомыслие
Идейный конфликт между религиозным духом ив различных конкретно- исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия. Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее пр ...