Акция в ХрамеСтраница 1
Сатана и «нечистый дух» Мф.12,24 (идолопоклонническая идея «священной войны» и национального превосходства над язычниками) свили себе гнездо в самом святом месте Израиля, и Иисус как истинный Царь Израилев должен очистить Храм от этой «мерзости запустения». Он стремительно входит в «Двор язычников», видимо, во исполнение слов Малахии «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал.3,1-3), опрокидывает столы менял и прилавки продающих жертвенных животных, говоря в гневе, что священники сделали из Храма логовище террористов (σπηλαιον ληστων), то есть Храм все больше и больше становился символом и идеологическим центром национального превосходства над язычниками (Мк.11,16 ср. Иер,7,1-15).
Кроме того, священники открыто пренебрегали не только самими язычниками, но даже святым местом устроив из него базарную площадь и видимо, поэтому язычники уже не могли надлежащим образом помолиться истинному Богу, а это могло в свою очередь послужить поводом к тому, что имя Бога Израилева обесславливалось среди народов. Ведь Иисус ревнует о прославлении имени Божьего (см. Мф.6,9; Ин.12,28) во всем мире и во всех народах, а священники своим поведением бесславят и хулят Его (ср. Мал.1,6-2,9).
Совершив акцию в Храме, Иисус цитирует два текста в защиту Своей позиции. Первый — из Ис.56,7. Дом Божий предназначен для всех народов (3Цар. 8:41-43; Ис. 56:7), и в Ветхом Завете единственное разделение в храме было на священников и прихожан. Но в дни Иисуса в храме были введены ограничения по национальному и половому признакам, что объяснялось требованиями ритуальной чистоты; женщинам отводилось место за пределами «двора израильтян», а неевреи могли находиться только в самом отдаленном дворе. Если мы посмотрим контекст Ис.56,7, то увидим, что Иисус не просто отстаивает право язычников на участие в богослужении и протестует против расовой сегрегации в храме, а осуждает существующий Храмовый режим как безбожный и идолопоклоннический, который, видимо, приведет народ к гибели от «диких зверей», то есть язычников, а праведника предаст смерти: «Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть … Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; … и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру … Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи» (Ис.56,9-57,4).
Зная, нравы религиозных властей, нетрудно догадаться, что они восприняли выступление Иисуса в Храме как богохульство и неслыханное посягательство на их экономические и социальные интересы. В отношениях с римлянами и собственным народом их положение определялось мерой их влияния и способностью поддерживать порядок в храме.
Второй цитируемый текст — Иер.7,11, где пророк осуждает представление о храме как спасительной гавани для погрязшей в грехе Иудеи; Бог разрушит Свой храм, как бы ни надеялись притеснители бедных найти в храме защиту, (см. Иер.7,3-15). «Вертеп разбойников» — место для укрытия награбленного; в 66 г. н. э. мятежники, или «разбойники» (Иосиф Флавий называет их так же, как и Марк), захватили Храм и убили священников, вызвав неотвратимый гнев Бога.
Действительно еще при Иеремии иудеи тешили свою национальную гордость неприступностью Храма (Иер.7,1-15). А во время первого антиримского восстания часть иудейских фанатиков (среди них могли быть и священники) заперлась в храме в полной уверенности, что Сам Господь уничтожит римских легионеров, но не позволит им вступить в Храм Божий и этим осквернить святое место. Видимо Своей акцией Иисус предъявил Свои Мессианские права на обладание Храмом, а также совершил пророческо - символическое его разрушение тем, что на короткое время приостановил жертвоприношения. Также как и в Галилее, но теперь уже в Иерусалиме не было места Иисусу и ветхому Храму. Он совершил его символическое разрушение. Отныне новым «храмом» Божием, таинством соприкосновения народа с Богом, будет Он сам (Ин.2,19-22) и Его община, новая семья Божья, обновленный Израиль или святой остаток, разрушить который не под силу никакому злу (Мф.16,18).
Самое популярное:
Вступление
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово "Троица" небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Фе ...
Обожествление фараона и заупокойный культ
Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фараона. Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или А ...
Иудейский культ
Совокупность действий, направленных на умилостивление бога Яхве и исполнение "его" повелений, составляет культ иудаизма. Важную роль в иудейском культе играют обряды и праздники.
Наиболее распространенным обрядом в иудаизме явл ...