Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии
Существуют естественные факторы, приведшие к его появлению политеистических религий. Наиболее важные из них следующие:
1. Разнообразие явлений природы и жизни.
Людям казалось наиболее правильным рассматривать явления природы и духовной жизни как действия отдельных сверхъестественных существ, а не одного Бога, управляющего всеми силами в мире. Если на уровне анимизма люди верили в присутствие множества невидимых душ или духов в предметах, то им нетрудно было перейти к вере во множество богов.
2. Идея повторных божественных воплощений в мире. Если считать эту идею правильной, как это принято в раннем индуизме, она повлечет за собой обожествление каждого из воплощений, что в конце концов приведет к политеизму.
3. Иерархическая структура общества.
Людям казалось, что если организация человеческого общества проявляется в форме семьи, племени или государства, где разные люди исполняют разные функции и занимают разное социальное положение, а также проявляют свои хорошие и дурные качества, то и в сверхъестественном мире должно быть так: главные боги и множество подчиненных им богов. Главный бог какого-либо племени или народа уподоблялся главе семьи, вождю или царю. Он мог родиться, расти, жениться, иметь детей и советников в разных сферах правления и деятельности, а также пользоваться услугами богов-исполнителей. Эти боги могли быть его детьми или родственниками. Кроме того, считалось, что подобно тому, как это бывает в человеческом обществе, могут быть боги являющиеся его врагами. На основании таких рассуждений политеисты верили в богов неба, земли, земледелия, войны, искусства, науки, любви, мести и т. д.
4. Территориальное деление и другие признаки. Если вожди племен или цари разных государств управляют своими территориями, то люди думали, что так должно быть и в мире сверхъестественных существ. Поэтому они допускали параллельное существование иерархической системы богов у разных народов. Если можно делить людей на глупых и мудрых, простых и знатных, добрых и недобрых, то, по понятию людей того времени, и боги должны были быть такими. Языческий мир допускает такую возможность в своем мировоззрении.
Политеизм проявился в обществе не только в вере людей в существование иерархической системы богов в невидимом мире, но и в том, что в мире видимом, материальном каждый из этих богов имел свое изображение. Изображения богов, созданные из камня, дерева или металла, в виде человека, животного, птицы или другого живого существа, называются идолами. Слово «идол» по-гречески означает образ, вид. В некотором смысле всякая вещь или идея могут стать для человека идолом, если он поставит их на место истинного Бога и сделает предметом поклонения. Идол — это видимое изображение божества, в котором, по мнению идолопоклонников, живет его дух.
Следует отметить положительные и отрицательные стороны политеизма в целом. К его положительным сторонам можно отнести персонализацию представления человека о божестве. Представляя бога в форме личности, человек показывает, в чем он сам нуждается.
Что касается негативной стороны политеизма, то она несравненно больше. Известно изречение: «Каков у человека бог, которому он поклоняется, таков он сам». Однако можно сказать и обратное:каков человек, такого бога он создаст для себя, если не познает истинного Бога. Обе эти идеи отражены в политеистических религиях. С одной стороны, люди представляли себе богов такими, какими являлись сами, а с другой — ссылались на богов в свое оправдание.
Проблема политеизма состоит в том, что, делая богом или богиней безличные силы природы, человек ставит их выше себя и попадает в зависимость от них. Поклоняться таким богам — значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно, что в языческом обоготворении плодородия мы наблюдаем полное отсутствие морали в половой жизни. Если, рассуждая по-язычески, половое влечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению полностью.
Самое популярное:
Галаха
Галаха
содержит следы очень ранних, досинайских норм, встречающихся во многих местах Торы.
Основные периоды развития Галахи:
Ранний период
. Тора была объявлена Письменным Законом между серединой 5 и началом 4 века до н.э. Основоположн ...
Пророчество
Прочитанное дает нам возможность понять следующее.
1. Правильный путь для человека - жить в послушании Богу, т.е. по законам Ислама, а для этого необходимы знания и вера: знания о Боге и Его качествах; об избрании праведного пути и о Суд ...
Так что же входит в понятие образа Божия.
Образ, по которому был некогда создан человек, как "идеал", как "икона", не является результатом богословского или философского дискурса. Он есть достояние Откровения. Господу было угодно открыть одну из тайн бытия чел ...