Баптизм: краткий исторический очерк, «общие» и «частные» баптистыСтраница 1
Основное внимание в этой работе я хотел бы уделить русскому баптизму, как явлению в своем роде уникальному, но, чтобы понять, откуда он в России взялся, мы с вами должны совершить небольшой историко-географический богословский экскурс. Корни баптистского движения нам стоит поискать на западе в начале 16 го столетия. В это время, как мы помним, католический мир был потрясен Реформацией, отрицавшей монополию папы Римского на спасение душ человеческих вообще и толкование Св. Писания в частности. Реформация началась сразу в нескольких странах и, согласно классификации профессора Алистера Маграта, разделилась на четыре основных течения:
«Лютеранство, Реформатская Церковь (часто называемая "Кальвинизм"), "радикальная Реформация" (до сих пор часто называемая "Анабаптизм"), и "Контр-Реформация", или "Католическая Реформация". Нас будут интересовать первые три течения, как оказавшие огромное влияние на теологию баптистов. Хочу оговориться, что, несмотря на схожесть названий, анабаптизм это не баптизм. Судить об их взаимосвязи можно лишь предположительно, что и будет показано ниже. Вероятно, нам с вами будет интересно проследить основные идеи реформаторов, чтобы выяснить, как именно они преломились в баптизме. Давайте набросаем небольшую схему богословской мысли Реформации. Итак, само движение было вызвано к жизни несколькими факторами. Огромную роль в его становлении сыграл гуманизм, как искусство красноречия, в лице своего выдающегося деятеля – Эразма Роттердамского, друга лорда - канцлера Англии Томаса Мора, который познакомил интеллектуальную публику с дословным переводом Нового Завета с языка оригинала. Реакция общества выразилось фразой «Или это не Евангелие, или мы не христиане». Действительно, Вульгата – традиционный латинский вариант Библии, содержала ряд неточностей, причем иногда фатальных, которые папство охотно использовало а своих целях. Например, призыв Христа «Покайтесь», представлен в Вульгате, как «делайте покаяние», что подразумевало в католичестве исполнение епитимий и продажу индульгенций. Обращение архангела к Марии звучит в Вульгате не как «благодатная», а как «благодати полная», что позволяло католическим схоластам говорить о некоей тварной субстанции, которую можно накопить, передать и т.д.
Реформация апеллировала к заблуждениям католицизма. Столетиями угнетаемые папским престолом духовно и экономически крестьяне и горожане с готовностью подхватывали ее лозунги. Особенные нарекания вызывала практика продажи индульгенций – прощения грехов за деньги.
Здесь нам стоит сделать небольшое отступление.
“Все заблуждения Запада коренятся в непонимании христианства, как подвига постепенного самоусовершенствования человека”, справедливо замечает епископ Антоний /Храповицкий/.
Папизм предлагал человеку купить билет в Царство Небесное, реформаторы обещали ему точно такой же билет, но бесплатно. Совершенно понятно, на чьей стороне были сердца многих бедняков. Внутреннего же изменения от верующего не требовал никто и в этом смысле Реформа является прямой наследницей католичества.
Обращаясь к проблеме отношений папизма и Реформы А.Хомяков пишет:
"Нетрудно было бы показать, что римское тавро отметило неизгладимым клеймом учения реформаторов и что все тот же присущий папству дух утилитарного рационализма стал духом Реформы. Выводы, правда, не одинаковы; но посылки и определения, подразумевательно в них заключающиеся, всегда тождественны. Папство говорит: "Церковь всегда молилась за усопших, но эта молитва была бы бесполезна, если б не было промежуточного состояния между раем и адом; следовательно, есть чистилище". Реформа отвечает: "Нет следов чистилища ни в Священном Писании, ни в первобытной Церкви; следовательно, бесполезно молиться за усопших, и я не буду молиться". Папство говорит: "Церковь обращается к заступничеству святых; следовательно, оно полезно, следовательно, восполняет заслуги молитвы и подвигов удовлетворения". Реформа отвечает: "Удовлетворение за грехи кровию Христа, усвояемое верою в крещении и в молитве, достаточно для искупления не только человека, но и всех миров; следовательно, ходатайство за нас святых бесполезно, и незачем обращаться к ним с молитвами". Обеим сторонам одинаково непонятно святое общение душ.
Самое популярное:
В чём нуждаются наши дети. В
этот холодный мир!
РОЖДАЯСЬ, ребенок входит в суровый, холодный мир, полный стресса и напряжения. Хотя малыш не может выразить свои чувства словами, по мнению некоторых ученых, уже до своего рождения он осознает то, что происходит вокруг.
В книге «Тайная ж ...
Ислам в России
Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть - сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульман ...
Языческие обряды славян
Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русс ...