Богомильство в период болгарского царства
В этот период, как уже говорилось ранее, феодальный аппарат получил большое развитие, увеличился гнет, что вызвало всплеск недовольства в народе. Самые крупные восстания - 930 и 969 г. В этот момент большую роль сыграло увеличение культурных контактов с Малой Азией, откуда приходят первые ереси, послужившие базисом для формирования богомильства. Кроме этого страна прибывала в раздробленности, о чем свидетельствует тот факт, что против главного правителя - Петра, выступает в 930 году его брат - Михаил. То, что богомильство отражало недовольство народа и представляло собой широкое массовое движение, подтверждается словами Козьмы: ". еретики. бранят богатых, учат своих приверженцев неповиновению по отношению к их господам, ненавидят царя, бранят старейшин, укоряют бояр. Они считают, что все, кто работает на царя, ненавистны богу, и призывают каждого слугу прекратить работать на своего господина"[2]. Ещё одной причиной распространения богомильства в это время было внедрение христианства. Хотя со времени крещения Бориса прошло уже 60 лет, но христианские догмы воспринимались пока слабо, население сохраняло свои традиции и верования, отказываясь признавать навязываемую религию и церковные порядки. Особенно ярко это выражалось в юго-западных областях страны, где проживали древние болгары и славяне. Не случайно восстание 930 года началось именно здесь. Есть версия, что богомильство появилось тоже тут. Так ли это на самом деле? Возможно, что так. Во всяком случае Богомильцы имели те же стремления, что и восставшие: ненависть к православию, которое насаждалось находившимся в Преславле царским двором, ненависть к установленному церковно-иерархическому строю. Это недовольство, усилившееся в результате распространения языческих настроений и зарождавшейся сектантской оппозиционной пропаганды, и попытался использовать в своих целях Михаил, которому не удалось достичь желаемого результата.
Первые ясные сведения о деятельности богомилов в Болгарии содержатся в письме Феофилакта, относящемся к 936-956 годам. Патриарх сообщает, что в стране распространилась новая ересь, охватившая широкие круги населения. В письме есть указание на то, что к секте принадлежали так же священники. Эти священники-богомилы, несомненно, были выходцы из среды низшего духовенства, преимущественно сельского. Оно имело достаточно оснований негодовать на привилегии высшего клира. Не следует забывать, что основатель еретических сект - главный распространитель богомильства поп Богомил - сам был священником. Это обстоятельство яснее всего показывает, что богомильское движение в начальной стадии своего существования было тесно связано с тем недовольством, которое возникло внутри клира, и которое было обусловлено существовавшей в его среде резкой социальной дифференциацией.
Самое популярное:
Преимущества сотрудничества
Итак, в наши дни складывается практика сотрудничества силовых ведомств и религиозных организаций в деле патриотического и духовно-нравственного воспитания. Оправдано ли такое сотрудничество?
1). Каждое успешное государство уделяет значит ...
Методы вербовки
Среди опасностей, подстерегающих молодежь, следует рассмотреть религиозные тоталитарные секты. Они вовлекают молодых, используются технологии сетевых организаций и опираясь на мощную материальную базу (обычно зарубежную). Их служители про ...
Неиудейские элементы в христианстве
Таким образом, на первой стадии своего развития христианство было лишь одной из иудейских, в самом прямом смысле слова, сект.
Но уже к концу I в. в христианские общины вливаются элементы нееврейского происхождения. Притоку их содействова ...