Сутры махаяныСтраница 2
"Вимадакирти-сутра" является одной из наиболее популярных сутр махаяны. В её основе лежат откровения некоего богатого купца по имени Вималакирти, достигшего просветления. Это показывает, что любой может стать просветленным существом и человеку совсем не обязательно бросать свою обычную жизнь и становиться монахом, как того требовала более ранняя доктрина буддийского учения. успех в делах Вималакирти демонстрирует, что человек может обрести тишину просветления даже в обыденной суете, что медитация не есть нечто отделенное от обычной жизни. Как он объяснил Шарипутре, одному из монахов, наиболее близких к Будде, "медитация - это не только сидение на месте. Медитация - это неуклонение от истины при одновременном внимании к мирским делам". Вилмакирти подталкивал людей к просветлённой жизни, но при этом он утверждал, что люди вовсе не должны избегать проблем или сомнений; с позиции просветления трудности не должны вызывать тревог или страданий. Просветление по его мнению являлось частью повседневной жизни. "Вималакирти-сутра" показывает, что просветление одновременно раскрывает новые возможности и дает понимание пустоты. "Однажды Вималакирти заболел и слег в постель. А к нему должны были прийти буддийские монахи, причем много. Шарипутра, явившийся первым, спросил у Вималакирти: - Разве эта маленькая комната сможет вместить всех монахов, которые хотят навестить тебя? Вималакирти ответил: - Ты ищешь стулья или дхарму? Далее сутра повествует, что в комнату было внесено сто тысяч великолепных стульев, и когда все монахи собрались, оказалось, что в помещении совсем не тесно." [5, с.256] Вималакирти объяснил это так: подобное чудо стало возможным потому, что просветление наполняет силой, не ограниченной пространством и временем. "К постели Вималакирти вместе с другими бодхисаттвами подошел Манджушри, бодхисаттва мудрости. Он задал всем вопрос: "Что такое недвойственность?". Каждый из присутствующих отвечал по очереди, предлагая некое интеллектуальное объяснение. Один сказал, что недвойственность есть снятие противоположностей. Другой утверждал, что это чистота в сравнении с нечистотой. Наконец очередь дошла до Вималакирти. Но он просто молча сидел, ничего не говоря. Манджушри приветствовал этот ответ. - Хорошо, очень хорошо! - сказал он. - Предельный смысл не нуждается ни в буквах, ни в словах, это и есть вхождение в идею недвойственности." [5, с 264] Данная сутра поощряет покой и неподвижность и из такого просветленного молчания проистекает повседневная жизнь, принося счастье и полноту чувств.
"Ланкаватара-сутра" возникла во II или III веке на основании учения йогачары, в ней описаны изменения, происходящие в сознании того, кто встал на путь просветления. Одним из ее ключевых утверждений является следующее: просветление начинается тогда, когда человек осознает, насколько его ум подвержен влиянию восприятия и с этого момента он начинает прозревать иллюзорность окружения. Притча, приведенная в сутре, иллюстрирует эту идею. "Царь Равана попросил бодхисаттву Махамати объяснить, что переживал Будда во время просветления. Внезапно царь заметил, что его дом богато украшен. Потом его жилище словно превратилось в бесчисленное множество таких же нарядных дворцов, и в каждом сидел Махамати, просивший Будду описать его внутренние переживания. Потом царь услышал сто тысяч нежных голосов, отвечающих ему. А потом все исчезло так же внезапно, как появилось, и царь увидел, что находится один в собственном доме. Смущенный, он сказал: - Я спал, наверное? И вслед за этим он осознал, что все вокруг точно так же сотворено его умом, как только что виденные им картины. Едва у него возникла эта мысль, как он услышал голоса, произносившие: - Ты все правильно понял, о царь! Тебе следует вести себя в соответствии с этим пониманием." [5, с 288] Для того чтобы помочь людям очистить сознание от иллюзий, рекомендуются медитации. Данная сутра описывает четыре дхьяны (медитации), которые ведут практикующего от начальной стадии до полной самореализации в просветлении. Посредством этих медитаций в мышлении происходят изменения, пока иллюзия не рассеивается и не наступает состояние просветления.
"Сутра Лотоса Благого Закона" ("Саддхармапундарика"), одна из главных сутр китайской школы тяньтай и японских школ тэндай и нитирэн, была создана примерно в I веке н.э. Эта сутра очень ярко передает концепцию Будды, как она сложилась в махаяне: Будда в ней представлен как живое воплощение всех просветленных существ с незапамятных времен, как проявление будд настоящего, прошлого и будущего. Сутра начинается с описания места, где медитировал Будда, - Орлиной горы. Его окружает множество богов, людей и бодхисаттв. Гора освещена лучами, исходящими от Будды, все склоны покрыты прекрасными цветами. Эта картина дает нам новый образ Будды как существа, обладающего абсолютной мудростью, силой и дальновидностью. "Лотосовая сутра" объясняет, почему буддийское учение посредством концепции искусных средств предлагает так много разнообразных способов для достижения просветления. Когда Будда давал учение, он всегда стремился к тому, чтобы каждая его проповедь была понятна для данной группы слушателей. Он знал, что люди различаются по своим способностям, нуждам, мотивациям поступков и знаниям. Поэтому его проповеди могли звучать очень по-разному, в зависимости от того, с кем он говорил. В "Лотосовую сутру" включена притча, объясняющая, что такое искусные средства. "Некий отец, вернувшись домой, с ужасом увидел, что тот охвачен разгорающимся пламенем. Он знал, что в доме находятся трое маленьких детей, но понимал, что не успеет вбежать в дом и вынести каждого из них. Единственным способом спасти малышей было заставить их самих выбежать наружу. И отец, зная, как дети любят тележки, закричал: - Дети, скорее бегите сюда! У меня тут для каждого из вас есть отличная тележка! Скорее бегите посмотреть! Дети со смехом выбежали из дома, полные радостного ожидания, желая увидеть новые игрушки. Отец быстро сделал для каждого по тележке, и таким образом дети были не только спасены, но и осчастливлены." [5, с 301] Подобно этому отцу, Будда тоже обещает каждому нечто такое, что позволяет ему выйти за пределы ограниченного восприятия и начать поиск пути к просветлению. Далее сутра говорит о том, что учение Будды подобно дождю, дающему влагу всем видам растений. Вода всегда одна и та же, однако каждое растение получает от дождя именно то, что ему нужно. Многочисленные проповеди Будды содержат в себе буддийскую мудрость - дхарму, помогающую людям самыми разными способами, в зависимости от того, как будет лучше для конкретной личности.
Самое популярное:
Священник во век по чину Мелхиседека. Первосвященник Нового Завета
С пришествием Христа отношения Бога и людей переменились. Ветхозаветное откровение завершилось, уступив место Евангелию. Но это не значит, что Священное Писание Ветхого Завета должно быть отвергнуто, как не нужное для спасения. Об отношен ...
Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и не верующих
В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации понятия “гуманизм”. Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле ...
Природа "Куфра"
В противоположность истинному мусульманину существует человек, который, хотя и рожден мусульманином и бессознательно остается им всю жизнь, не использует свой дар разума и интуиции для сознательного признания своего Господа и Создателя и ...