Сутры махаяныСтраница 1
Сутры махаяны, как и все прочие, записаны со слов самого Будды и легенда гласит, что сразу после достижения просветления Будда проповедовал именно эти доктрины, однако увидя, что никто не понял его слов, он решил начать с более простых вещей. Т.е., если верить легенде и дальше, вначале Будда дал последователям сутры хинаяны, чтобы подготовить их к последующим сутрам махаяны.
Существует группа текстов, известных как "Праджняпарамита", или "Сутры совершенства мудрости", и самой известной из этого цикла является "Сутра сердца", описывающая взаимоотношения между пустотой и всем, что существует в нашем мире. Эта сутра утверждает, что форма есть пустота, а пустота есть форма. Все, что мы видим и ощущаем в мире, не имеет под собой устойчивой основы, хотя в момент восприятия и кажется нам существующим. Когда мы признаем абсолютную пустоту и постигаем временную природу нашего бытия, мы осознаем буддийскую логику освобождения. Большинство дзэнских школ практикуют ежедневное чтение "Сутры сердца", чтобы помочь уму избавиться от мыслей, открыть путь к пробуждению.
Другой ключевой сутрой цикла "Праджняпарамиты" является "Алмазная сутра", которая подобно алмазу - самому твёрдому из камней - взрезает ограниченное и мелкое восприятие человека, позволяя, словно уже огранённому алмазу, засиять светом пробуждения и открыть для себя всеохватную мудрость. В "Алмазной сутре" есть множество утверждений, которые на первый взгляд кажутся парадоксальными, - вроде того что просветление есть безупречная мудрость. Сутра утверждает, что нечего достигать и нечего постигать и что мы должны посвятить себя попыткам достичь и постичь это. Если мы хотим достичь просветления, то, как утверждается в сутре, мы должны развивать чистый и ясный ум, который не зависит от звука, вкуса, осязания и обоняния, а также всего прочего. Но если все - ничто, как можно достичь мудрости? Мудрость нельзя отыскать в каких-либо предметах, как нельзя отыскать ее ни во внешнем мире, ни в мысли самой по себе. Именно эту истину следует осознать людям и отказаться от иллюзии. Нам нужно искать просветленную истину безупречной мудрости в том, чтобы жить с чистым, спокойным умом.
"Аватамсака-сутра" ("Цветочная гирлянда сутр") - это еще одно большое собрание сутр. Согласно дошедшим до нас китайским переводам, это собрание сутр насчитывает порядка от 40 до 80 частей и содержит 30000 стихов. В "Аватамсака-сутре" объединено понимание учения двумя ранними школами махаяны - мадхьямикой и йогачарой. В частности, из учения мадхьямиков было позаимствовано понятие пустоты как предельного состояния всего сущего, а от йогачаринов было взято понятие "только ум", утверждающее, что все сущее - иллюзия. Это объединение двух концепций, известное как "все в одном и одно во всем", является уникальным вкладом в буддийское учение. Все вещи содержат в себе отражение всего прочего, ничто не существует вне оснований и границ, и таким образом, на абсолютном уровне нет отчетливого различения между вещами, а значит, нет и границы между тем, что мы на деле испытываем в повседневной жизни, и трансцендентным просветлением. Каждая вещь взаимосвязана со всеми остальными, все сосуществует и сливается воедино. Но эта идея была трудной для понимания и вот Фа-цзан, желая объяснить данную теорию императрице Ву, покровительнице буддизма, использовал весьма остроумный способ. "Однажды императрица сказала Фа-цзану: - Я никак не могу совладать с идеей всеобщности. Иной раз мне кажется, что я почти ухватила ее, но потом я снова теряю уверенность. Можешь ли ты дать мне наглядный пример? Фа-цзан пообещал это сделать. Несколько дней спустя он вернулся и сказал: - Я готов продемонстрировать тебе эту идею. Следуй за мной. Он привел императрицу в маленькую комнату, где заранее укрепил зеркала на полу, потолке и всех четырех стенах. Пока императрица рассматривала все это, Фа-цзан поставил в центре комнаты статую Будды. И внезапно императрица увидела, как со всех сторон появилось бесчисленное множество Будд. - Как чудесно! - воскликнула она, и концепции Фа-цзана тут же стали ей понятны. Она в буквальном смысле увидела, как все отражается во всем, обнаружив вокруг себя Будд. Она также увидела, что вещи взаимозависимы, - и все это ее ум постиг в тот самый момент, когда Фа-цзан поставил статую в центре зеркальной комнаты" [5, с.228] "Аватамсака-сутра" на множестве примеров иллюстрирует, как именно все живые существа, все предметы, мгновения и места, оставаясь по сути своей пустыми, объединяются между собой.
Самое популярное:
Локальные религии
С образованием классов общества в религиях выделяется главное общество. Сначала эти религиозные системы не выходят за рамки этого народа, среди которого оно сложилось. Такие верования называются локальными.(национальными).Это иудизм (евре ...
Масонство при императоре Павле I
В жизни и деятельности императора Павла еще много сторон, не вполне ясных исследователям. К числу их относится и вопрос об отношении императора к масонству. Существует мнение, что Павел еще в раннем возрасте был намечен масонами как оруди ...
Технология изготовления
Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.
«Заговариваю я у раба, того-то, двенадцать ...