Нило-Столобенская пустыньСтраница 1
Монастырь вырос на месте отшельнического подвига прп. Нила, Столобенского чудотворца. В первые десятилетия своего существования Нилова пустынь была крайне бедна, но постепенно превратилась в одну из самых благолепных и посещаемых богомольцами обителей.
В 1528 году на пустынном острове Столобном, что на Селигере, поселился отшельник. До этого в течение тринадцати лет он жил в дремучем лесу на берегу реки Серем-хи, но там не мог спрятаться от людской славы. В первый год жизни на маленьком острове отшельник (читатель, возможно, уже догадался, что речь идет о преподобном Ниле Столобенском) выкопал в горе небольшую пещеру и перезимовал в ней. Весной он построил келью и часовню.
Пропитание прп. Нил добывал, возделывая землю под огород, а иногда принимал подаяние от местных жителей — молва о старце-анахорете быстро распространилась по всей округе. Не все окрестные поселяне, впрочем, относились к преподобному с почтением. Были и те, кто хотел «извести» его, считая, что он «не по праву» занял остров. Но это тема для отдельного рассказа.
7 декабря 1554 года преподобный Нил преставился ко Господу. Погребал его игумен Николо-Рожковского монастыря Сергий, его духовный отец. Через некоторое время над могилой святого появилась часовня, а в 1591 году на остров пришел иеромонах Герман, впоследствии прославленный Церковью как прп. Герман Столобенский, и построил здесь — при помощи нескольких человек (по-видимому, местных благочестивых крестьян) — деревянную церковь в честь Богоявления Господня с приделом во имя недавно прославленного святого — Василия Блаженного, Христа ради юродивого. Строительство длилось несколько лет, и после его окончания некоторые из помощников прп. Германа пожелали остаться на острове Столобном и жить здесь монашеской общиной. Преподобный и сам имел такое желание. Он обратился с прошением к Патриарху об основании на острове монастыря с общежительным уставом по чину древних обителей Палестины. 1594 год, когда «островитяне» получили благословенную грамоту Патриарха, считается годом основания Ниловой пустыни.
Уже на другой год после открытия обители сюда пришли монахи-иконописцы из Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт. Они написали — со слов местных жителей, еще помнивших, как выглядел отшельник, освятивший своим присутствием окрестности Селигера, — первую икону прп. Нила. Спустя несколько лет появилось житие святого. Авторами его были прп. Герман Столобенский и инок обители Живоначалыюй Троицы (Герасимовой пустыни) Филофей.
Нилова пустынь созидалась в трудное время. Неурожаи, голод, нашествие поляков, литовцев и шведов — вот лишь самые главные беды, которые приходилось претерпевать братии нового монастыря. К моменту кончины прп. Германа, первого настоятеля обители, она была совершенно разорена. Нынешние классицистские храмы и хозяйственные постройки Нило-Сто-лобенской пустыни не дают никакого представления о том, как она выглядела тогда, в 1614 году. В то время в ней имелись всего один деревянный храм, да часовня с гробом преподобного Нила, да колокольня, представлявшая собой «столб дубовый» с несколькими малыми куполами. И шесть келий-избушек. Иконостас в церкви был весьма скуден по части образов, книги держали в обители только самые необходимые (печатных книг не было вообще), а богослужебные сосуды — лишь оловянные. Таким принял под свое управление монастырь свт. Нектарий, второй настоятель Ниловой пустыни, с отроческих лет воспитанный прп. Германом. Именно ему суждено было привести обитель к благосостоянию. Но память о первых — подлинно нищих — летах своего иночества он сохранил надолго. В 1639 году в письме к одному из приближенных царя Михаила Федоровича он восклицал: «Како мне забыти труды и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить: какова милость Божия надо мною грешным была в Пустыни, и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятлевину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши, а гладом не уморил нас Бог».
Игумену Нектарию удалось привлечь внимание знатных и богатых благотворителей к нуждам монастыря. Так, боярин Б. М. Лыков, в чьей вотчине находилась Нилова пустынь, подарил ей соседний остров Городомлю и полуостров Святицу (ныне — Светлица), а также рыбную ловлю на Селигере. Кроме того, до конца жизни он помогал обители хлебом и денежными вкладами. Сам государь Михаил Федорович, проникнувшись уважением к игумену Нило-Столобенскому, постановил ежегодно отпускать монастырю из своих доходов некоторое количество денег и снеди. Обратило внимание на трудности монастыря и церковное начальство: в 1620 году митрополит Новгородский Макарий освободил его от уплаты церковной дани. Благодаря разумным действиям свт. Нектария «материальная база» обители значительно укрепилась. На острове Столобном разбили два яблоневых сада, завели пашни на близлежащих пустошах, построили водяные мельницы. Тогда же в Осташкове открылось подворье монастыря (несколько позже появились подворья в Новгороде и Москве).
Самое популярное:
Дэвид Гудинг. Учение Христа о святости
Действительно, Дэвид Гудинг в своей книге «В школе Христа: (Учение Христа о святости)» сумел в простоте написания, глубоко и понятно истолковать и показать ту школу, в которой Учителем является – Христос. В предисловии автор дает определе ...
Подсознательная суицидальность первоначального христианства на примере
истории русских раскольников
Другой пример подсознательной суицидальности первоначального христианства - трагическая история русских раскольников. Старая русская церковь ближе к исходному (римскому и византийскому) христианству, чем позднейшие ответвления - католичес ...
Свобода совести российское законодательство о религиозных организациях. История формирования представлений о свободе совести
В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений ...