Православие, старообрядчество, русские сектыСтраница 1
В Восточной и Юго-Восточной Европе укрепилось греко-православное (православное) вероисповедание, распространившееся из Византии. Православия придерживаются до сих пор греки, болгары, сербы, черногорцы, большая часть македонцев, румыны. В России, куда христианство проникло в X в. (крещение Руси при князе Владимире, 988), православие стало господствующей, официальной религией. Кроме русских, белорусов, украинцев, православие было также религией молдаван, карелов, коми, мордвы, большей части мари, удмуртов и народов Сибири. На Кавказе - грузин, части осетин, абхазов и др. Православная церковь идейно поддерживала царскую монархию и фактически целиком ей подчинялась. Московские митрополиты, возглавлявшие русскую церковь, а с 1589 г. патриархи изредка пытались добиться хотя бы некоторой независимости от государства, Но безуспешно. Петр I окончательно лишил церковь даже видимости самостоятельности, отменив патриаршество и поставив во главе церкви святейший синод из послушных царю иерархов (1721). Православное духовенство превратилось в простых "чиновников в рясах".
Глухой протест народных масс против феодального гнета, освященного церковью, временами выливался в движения против казенной церкви. Отсюда еще средневековые секты - ереси: стригольники (XIV-XV вв), жидовствующие (XV в). Тем же было порождено широкое движение церковного раскола середины XVII в., когда против церковной политики патриарха Никона, против исправления им богослужебных книг и других реформ выступила масса низшего духовенства и мирян. Разногласия между старообрядцами и никонианами касались не догматов, а обрядовых мелочей: старообрядцы настаивали на сложении не трех, а двух перстов для крестного знамения, пели "аллилуйя" не три, а два раза ("сугубая аллилуйя"), писали не "Иисус", а "Исус" и пр. Но за эти мелочи фанатики старообрядчества шли бесстрашно в ссылку, на казнь, на самосожжение.
Старообрядчество, однако, не осталось единым, оно тоже раскололось: более примирительно настроенные группы - богатые посадские люди, торговцы - образовали поповский толк, они имели своих священников, признавали законность царской власти; более радикальные элементы - в большинстве крестьяне - составляли беспоповские толки, они наотрез отказывались от общения с никонианами, не подчинялись государственной власти, царя считали антихристом, господствующую церковь - антихристовой, еретической. Правительство и господствующая церковь жестоко преследовали "раскольников" (старообрядцев), и те скрывались в лесах Заволжья, Севера, в Сибири. Старообрядчество было узаконено только в 1905 г.
С XVIII в. в России стали возникать секты нового типа, в которых опять-таки смутно отражалось недовольство крестьян и других слоев населения помещичьим самодержавно-полицейским и церковным гнетом. Еще в первой половине XVIII в. возникла секта "божьих людей" (христов, хлыстов, как их насмешливо называли противники), отрицавших всю официальную догматику, церковную обрядность и пр. Вместо богослужения они установили радения с экстатическими плясками; при этом на некоторых участников радений "накатывал святой дух", и они начинали исступленно пророчествовать (пережиток шаманства). Во второй половине XVIII в. от христов отделились скопцы - фанатики, требовавшие полного уничтожения греховных плотских влечений и для этого подвергавшие себя и других вступающих в секту кастрации.
Помимо этих мистических сект, возникали рационалистические: основатели их пытались истолковать христианское вероучение в духе "разума". Такими были духоборы, или духоборцы (с 50-х годов XVIII в), молокане ("духовные христиане"; с 1765), иеговисты ("ильинцы"; с середины XIX в) и ряд других. В этих сектах проявилось, с одной стороны, стихийное стремление крестьян к патриархальному общинному быту (они не признавали частной земельной собственности и пр.), с другой - смутное стремление к свободному капиталистическому развитию; но во всех случаях в сектантстве отражался глухой протест против казенно-церковной опеки, против поборов, полицейских стеснений.
Самое популярное:
Английское масонство CUIII - CIC
веков
Филантропические и реформаторские тенденции CUII века, вместе со вкусом к тайным обществам и символическому ритуалу, перешли к позднейшим поколениям и несомненно отразились на характере и судьбах масонства CUIII - CIC веков.
Остатки почт ...
Определение и признаки культа. Основные понятия
На протяжении столетий люди использовали для обозначения «неправильных» религиозных групп самые разные термины. Именно это обстоятельство порождает первую проблему: разнородность понятий и определений. К сожалению, единого общепринятого о ...
Брак.
Благодать, подаваемая в таинстве брака, соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью, приобщает их к этому союзу не только лично, но и как семью. Супружеская измена (прелюбодеяние) или развод — надругательство над этой тайной. Пос ...