Нило-Столобенская пустыньСтраница 2
В 1636 году игумен Нектарий вынужден был покинуть Нило-Столобен-скую пустынь — его возвели в архиерейский сан и назначили на Сибирскую и Тобольскую кафедру. Три года провел святитель вдали от родной пустыни, но, в конце концов, «выпросился» обратно.
При игуменстве свт. Нектария в монастыре была возведена вторая церковь — также деревянная — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1622). Тринадцатью годами позже пришлось возвести и новый Богоявленский храм, поскольку старый сгорел. Существенно пополнились в это время ризница и монастырская библиотека.
В 1665 году Нило-Столобенской пустыни довелось пережить суровое испытание — случился пожар, в котором сгорели дотла все постройки. Но очень скоро иноки поняли, что пожар этот имел для обители благодетельное значение. Когда началась закладка нового (на сей раз, каменного) Богоявленского собора, были обнаружены нетленные мощи прп. Нила Столобенского. Это событие произошло 27 мая 1667 года.
После обретения мощей святого внимание богатых жертвователей и простых паломников к монастырю удвоилось, что позволило отстроить заново сгоревшие храмы и хозяйственные здания. К началу XVIII века Нило-Столобенская пустынь подошла вполне благоустроенной. В 1764 году обитель стала одной из немногих, причисленных к первому классу. Очевидно, свою роль в этом сыграло недавняя канонизация преподобного Нила (она состоялась в 1756 году).
Уже в XVIII столетии Нило-Столобенская пустынь была едва ли не самым почитаемым монастырем во всем Верхневолжье. Братия монастыря прославилась в округе своим трудолюбием и богобоязненностью, а паломники особенно любили обитель за то, что здесь сохранился дух древних монастырей, а также и за долгие, благолепные богослужения. Показательно, что социальный и имущественный состав паломников был самый пестрый: на богомолье в Нилову пустынь шли и ехали как крестьяне, так и аристократы и представители интеллигенции (например, в 1820 году в обители побывал Александр I, а четвертью века позднее достопримечательности монастыря осматривал великий русский драматург Александр Островский).
Согласно правилу, установленному в 1766 году, каждый из тех, кто приходил в Нило-Столобенскую пустынь с намерением принять постриг, должен был научиться определенному ремеслу (выбор предоставлялся большой — в обители действовали сапожная, слесарная, столярная и многие другие мастерские), дабы оградить себя от праздности, столь вредной для инока. В целях же духовного возрастания новоначальных поручали под надзор опытным в духовной жизни монахам (это, впрочем, было обычной практикой в монастырях).
К началу второй трети XIX века обитель стала уже весьма многолюдна. По указу 1832 года полагалось, чтобы в ней проживали 60 насельников, но поскольку незадолго до этого в монастыре начались обширные строительные работы (в частности, именно тогда возводился новый Богоявленский собор), количество «жителей» острова было больше в разы — за счет трудников и наемных рабочих. Число их иногда доходило до 250 человек.
«Перенаселенность» главного монастырского острова сделала очевидной необходимость создания скита. Его устроили в начале XX века на соседнем острове, подаренном Нило-Сто-лобенской пустыни еще при игумене Нектарии. Здесь подвизались духовно опытные иноки.
Монастырь просуществовал до 1927 года, однако последние несколько лет были для насельников обители неимоверно тяжелы. В 1919 году большевики вскрыли мощи прп. Нила Столобенского. Немногим позднее они вывезли их в Осташков, где поместили в уже закрытом к тому моменту Знаменском монастыре (в описываемое время в нем поселился краеведческий музей). Так Нило-Столобенская пустынь лишилась мощей своего небесного покровителя, а сами они стали экспонатом, долженствовавшим развенчать «поповские сказки о якобы нетленных мощах так называемых угодников». В 1920-е годы, стремясь как можно скорее ликвидировать монастырь на Столобном острове, власти организовали судебный процесс над его братией. Процесс завершился «успешно»: обитель совершенно опустела, а упоминания о судьбах ее насельников сгинули в архивах НКВД. В 1928 году в монастыре, уже фактически не существовавшем к тому моменту, была отслужена последняя Божественная литургия.
Следующую литургию служили в Нило-Столобенской пустыни Рождественским постом 1991 года, 20 декабря. С этого дня порядок ежедневных богослужений уже не прерывался. Бог даст, теперь так будет всегда.
Возведение надвратной церкви прп. Нила относится к середине XVIII века. Однако в 1830-е годы она была перестроена, и теперь мало что напоминает о ее первоначальном облике. Так, например, первый вариант храма прп. Нила завершался восьмериком, увенчанным пятью главами. После возведения Богоявленского собора этот восьмерик разобрали — пышное пятиглавие надвратной церкви смотрелось странно рядом с массивным собором.
Самое популярное:
Справедливость и милосердие.
Смысловым центром этики Моисея является идея справедливости. Отсюда - ее суровость и беспощадность. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Говоря точнее, милосердие в ветхозаветной этике не обрело самоценного значения, оео существуе ...
Библейское отношение к суициду
В Священном Писании прямого осуждения самоубийства не содержится, если не считать двух мест - одного в Ветхом Завете и одного в Новом, которые при желании можно истолковать, как запрещающие своевольничать с жизнью и смертью. Во "Втор ...
Психологическое содержание религиозных представлений
В любые эпохи религиозные представления в той или иной мере проникают во все другие формы общественного сознания — в обыденное сознание, искусство, этику, право, философию. Что касается психологической значимости религиозных представлений ...