Некоторые особенности вероучения. “державный Катехизис”Страница 1
К середине 90х гг. уже было издано несколько книг, излагающих Откровения Богоматери, книги по истории христианской церкви, в которых нашли своё отражение своеобразные подходы к этой истории представителей Богородичной ветви, а также взгляд на историю отечественной православной церкви. Постепенно формируется и культовая практика церкви на основе глубоких традиций православия. В целях официальной регистрации религиозного объединения последователи Богородичной ветви, еще недавно Катакомбной церкви, в 1992 г. начинают составлять административный Устав, формируя своё устройство. Далее в работе будет охарактеризовано учение, обрядовая практика и организационная структура церкви.
Итак, рассмотрим некоторые стороны учения Православной церкви Божией Матери Державная. Существует обширная вероучительная литература, она является источником для изучения догматики церкви. Немаловажным источником к настоящему времени является подготовленный и изданный церковью в 1997 г. "Державный Катехизис"19. Он сосредоточил основы духовных исканий представителей богородичного движения Православия. Он же, как и всякий Катехизис, сформулировал главные положения её вероучения. Опираясь на "Державный Катехизис", можно выявить онтологические и гносеологические основы учения, найти ответы на вопросы по христианской антропологии Богородичной ориентации, а также на некоторые вопросы социального учения. Предваряя конкретную характеристику Катехизиса, можно сделать главное замечание: он отнюдь не является неким новым вероучительным документом. В нём получает развитие, прежде всего, учение христианской церкви о Божией Матери. Вследствие этого Катехизис во многом отличается по своей структуре, отчасти и по содержанию, от Катехизисов церквей Вселенского Православия, Католической церкви и протестантских формирований. Если сравнить объёмы Катехизисов трёх упомянутых направлений с Державным катехизисом, то напрашиваются следующие выводы: среди них, прежде всего, выделяется Катехизис Католической церкви20. Это фолиант, имеющий около 800 страниц и включающий четыре части: Исповедание веры, Совершение христианской тайны, Жизнь во Христе, Христианская молитва. Катехизис имеет сложную структуру в своём содержании. Части делятся на разделы, а разделы на параграфы. Форма изложения обычная, без задаваемых, как это делалось в старых Катехизисах, вопросов. Имеются обширные приложения, включающие список сокращений, указатель текстов, тематический указатель. По форме материал катехизиса изложен не столь популярным языком. Потребуется большое количество дней, чтобы изучить Катехизис. В противоположность ему, протестантский Катехизис (лютеранский "Артикулы веры и учения") намного короче, всего лишь около 100 страниц. Весь текст разделяется на параграфы, материал изложен простым языком и параграфы, даже очень важные, к примеру, О Боге, О первородном грехе, О Сыне Божьем, О Церкви, О святом Причастии, О покаянии…, О вере и о добрых делах, изложены очень кратко, некоторые укладываются в один абзац. Наряду с вероучительными вопросами и культовой практикой, эти два катехизиса уделяют большое внимание вопросам социального служения (особенно католический). Что касается православных Катехизисов, для сравнения автор имеет два: первый издан в 1909 г.21 (авторство его относят к митр.Московскому Филарету (Дроздову). До сих пор это дореволюционное издание изучается в современных духовных учебных заведениях Русской православной церкви). Второй епископа Александра (Семёнова ТянШанского) архиерея Русской православной зарубежной церкви22. Эти катехизисы также небольшого объёма, чуть более ста страниц. Первый Катехизис изложен в традиционной форме вопросноответной. Во втором же катехизисе материал разделяется на части и параграфы, не имеет традиционной формы изложения. Наконец, общее замечание, касающееся вопросов, связанных с учением о Божией Матери. Во всех только что упомянутых Катехизисах большее место этому учению уделяется в католическом Катехизисе. В протестантском Её имя даже не упо мянуто. В православном Катехизисе Её имя упомянуто в связи с Рождеством Христовым. А у еп. Александра выделен отдельный небольшой параграф.
Православная церковь Божией Матери Державная, как отмечалось, подготовила "Державный Катехизис". По объёму он не отличается от протестантского и православных Катехизисов. Однако имеет большие отличия от всех вышеназванных по форме, по структуре и содержанию. Весь его материал разделён на девять глав. Первая глава отведена не учению о Боге, как в других Катехизисах. В ней раскрываются две традиции Православия: святое старчество и иосифлянство. Далее идут главы: Учение о Боге, Эсхатология, Домостроительство Лиц Святой Троицы и Божией Матери, Учение о Непорочном начале, Миссия Божией Матери в последние времена, Учение о "Державной", Экклесиология, Мистическая Экумена путь единения церквей. Оригинальность данного Катехизиса, прежде всего, состоит в том, что таким учениям, как о Боге Троице, о Христе, о Святом Духе, о Церкви, о Божественной Благодати и Таинствах, о духовной жизни христианина он уделяет небольшое место. Богословы Богородичной ветви, считают, что фундаментальные положения веры изложены в других богословских сочинениях, но действие Духа Святого различно для людей в разные времена. Не прекращаются и откровения Богоматери. Следствием этого и является продолжение и развитие прежде изложенного учения. Богословы также считают, что и здесь не должно быть некой закостенелости. Таким образом, большая часть Катехизиса посвящена учению о Божией Матери. Попадается редкая страница, на которой не упомянуто Её имя. По форме изложения Катехизис напоминает католический и православный, а также еп. Александра. Только в редких местах задаются вопросы и на них даются ответы. Державный Катехизис, пожалуй, вряд ли призван для популярного научения вере своих последователей. Скорее всего, это теологический трактат, в котором излагаются истины церкви. В нём же представлены и апологетика, и сравнительное богословие. Катехизис проникнут ещё духом критицизма в отношении к православной церкви, имеющей название "Русская православная церковь (Московская патриархия)". В книге подробнейшим образом излагаются экскурсы в её историю. Язык Катехизиса или стиль включает и некоторую публицистичность, и строго выраженный теологический язык. Одновременно он пронизан мистическим содержанием через изложение откровений Божией Матери, причём данных не только о.Иоанну (Береславскому), но и другим пророкам и вероучителям Православной и Католической церквей.
Самое популярное:
Теоретики атеизма. А. Фейербах
Создатель антропологической философии, один из крупнейших теоретиков, А. Л. Фейербах (1804-1872), он обращается к принципу субъективности, но вместо «трансцендентального субъекта» в основу философии полагает учение о человеке. Если в свое ...
Отношение современной молодежи к религии
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною,
и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Все мы знаем, что так начинается самое главное писание христианства – Би ...
Сутры махаяны
Сутры махаяны, как и все прочие, записаны со слов самого Будды и легенда гласит, что сразу после достижения просветления Будда проповедовал именно эти доктрины, однако увидя, что никто не понял его слов, он решил начать с более простых ве ...