Некоторые особенности вероучения. “державный Катехизис”Страница 3
Уже в древние времена мы встречаем большое количество высказываний многих Отцов Церкви, прославленных старцев, монахов, связанных с почитанием Богоматери. Это сильное почитание заметно в литургических текстах, в акафистах, в праздниках, посвящённых Богоматери, а также в посвящении в Её честь престолов. К примеру, Древневосточная Эфиопская церковь отмечает 33 богородичных праздника. Уже в первое тысячелетие существования христианства было написано множество икон, посвящённых Богоматери, немало из которых стали чудотворными. Во втором тысячелетии можно говорить о некотором спаде в Её почитании, однако некоторые христианские церкви его продолжали. РимскоКатолическая церковь в этой связи даже утвердила две истины, в качестве догматических положений: первая о Непорочном Зачатии Девы Марии, вторая о взятии Её в Небесную Славу. В Католической церкви получили развитие скульптурные изображения Девы Марии, а также особая форма молитвы, получившая название "Розарий".
В протестантизме почитание Божией Матери угасало постепенно. Оно происходило на основе учения о единоспасающей вере без посредников между Богом и человеком. Если М. Лютер ещё признавал приснодевство Марии и возможность её заступничества перед Богом, почитание некоторых богородичных праздников (сохранялось до эпохи Просвещения), то У. Цвингли отвергал возможность молитвенного обращения к Деве Марии, а Ж. Кальвин был вовсе решительным противником всякого почитания Богородицы.
Православная церковь Божией Матери Державная на рубеже XX и XXI вв. стремится вернуть усиленное почитание Богоматери, существовавшее в первом тысячелетии христианства. Однако это усиленное почитание приобрело в деятельности церкви своеобразное содержание и формы. Ещё раз заметим, что учение это строится, прежде всего, на откровениях Богоматери, данных далеко не только архиеп. Иоанну. Немного отвлекаясь, заметим, что в последние годы богословы церкви уделяют большое внимание изучению истории этих откровений как на Западе, так и в России. Ими завершена и издана книга откровений Божией Матери с I по XX века. Эта антология будет продолжена публикацией Откровений, происходивших после 15 века и до начала третьего тысячелетия. Большое внимание уделяется Откровениям, данным преп. Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадскому, старцу Силуану Афонскому, соловецкому узнику и исповеднику старцу Сампсону Сиверсу, последнему духовнику ТроицеСергиевой лавры схиархимандриту Захарию, схиигумену Савве, схиигумену Амфилохию Почаевскому и другим подвижникам Православия, что отражено в их житиях, наставлениях и свидетельстве. Не может не обратить внимания вдумчивого исследователя тот факт, что многие Откровения люди получали в периоды социального напряжения в обществе. Именно к таким временам надо отнести и середину 80х гг. ХХ в., когда в России тогда ещё мало кому известный Вениамин Береславский получил откровение Божией Матери. Само же создание церкви как организационной структуры действительно можно определить как одно из социальных явлений нашей современной жизни. Учение церкви о Богоматери связывается, прежде всего, со спасением рода Адамова "в последние времена" и рассматривается церковью в контексте эсхатологического учения. По учению церкви Дева Мария выступает как Соискупительница, от Неё идут благодатные милости. Она "совершенно обожена"23. Она одесную стоит Живоначальной Троицы и входит в "славу Единосущной и Нераздельной Троицы".
Эти дополнения к традиционному учению о Богоматери, в то же время развивающие его на основе Богородичной святости, проиллюстрируем некоторыми текстами. Вопервых, об исключительном посредничестве Божией Матери между Богом и людьми: "Вы ныне лишены возможности взирать на Сына вне Меня. И ни одна молитва, обращенная к Спасителю, не дойдет без Моего посредничества"24; "Невозможно без Матери Божией и помимо Нее познать Христа"25; "Я поныне смиренно служу посредницей к Богу"26.
Вовторых, о духовном рождении от Божией Матери: "Ни один не родившийся от Меня не познает Христа, ибо Я есть Мать нового духовного рождения, и как нельзя прийти в мир без утробы матери земной, так и не родиться в Духе, не освятившись и не пребыв в Моем преблагоуханном и преблагословенном Лоне, именуемом Ложеснами правды. Обителью превечного Света, Юдолью преблагоуханного покоя. Святилищем любви и храмовой благодати. Домом Премудрости Божией"27; "Без Божией Матери невозможно второе духовное рождение"28; "Просите быть помещенными в Лоно нового духовного рождения. Вам надлежит войти в плоть новой духовной Матери своей, вселиться в Меня, втесниться, чтобы Я пронесла в Себе каждого из вас. И там, внутри непорочного Моего Лона, произошло ваше соединение"29; "Духовное рождение во Христе возможно только через Пречистую30".
Самое популярное:
Ислам: Направления, течения, секты
В начале VII века н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течении нескольких лет захватило огромные пространства - от Средней ...
Атеизм в СССР
Атеизм в СССР берет начало в трудах основоположников марксизма. Конкретные положения атеистического учения применительно к условиям России были разработаны в трудах В. И. Ленина «Социализм и религия» (1905), «Материализм и эмпириокритициз ...
Последнее доказательство
истинности послания Господа
Можно лишь удивляться, как 1400 лет назад в погруженной во тьму невежества Аравии необразованный пастух и торговец овладел такими знаниями, такой силой, способностями и такими высоко развитыми нравственными качествами!
Кто-то может сказа ...