КальвинизмСтраница 2
Но учение о предопределяющем действии Божием порождало неизбежное противоречие - если все предопределяется Богом, значит, Он есть виновник зла и несет ответственность за все, что происходит. Бог становится не только источником спасения, но и погибели, зло существует не по воле людей, добровольно избирающих его, а по воле Самого Бога.
Чтобы восстановить образ совершенного и благого Бога, Кальвин вынужден провозгласить относительность понятий добра и зла. Он рассуждает в том смысле, что Бог, как существо беспредельное и Творец всего, не подчиняется никакому закону. Он выше закона, который Он заповедал для исполнения людям.
Такой взгляд фактически разрушает образ Бога, Который «есть любовь», источник и первопричина добра; он утверждает если не безнравственность Бога, то Его вненравственность. Кальвин возвращается к ветхозаветному образу закона, который выше нравственности, добро и зло теряют свою абсолютную ценность и из надмирных категорий становятся временными производными закона
Бог реформатов остается милующим и всепрощающим для малого числа избранных. Для остальных Он вновь приобретает знакомые черты безжалостного Судии, с той лишь разницей, что если средневековое католичество все-таки оставляло возможность умилостивить Его, то учение Кальвина отнимает и эту надежду, превращая христианского Бога в полуязыческий рок, настигающий человека без смысла и вины. Если человек лишен свободы, то он не несет ответственности за непроизвольное зло. За что же тогда Бог наказывает человека, не давая ему свободы избрать иное?
Кальвиновское предопределение - это уже не просто нарушение основ христианской жизни, а прямое разрушение их.
Православное понимание всеведения Божия, в том числе и Его предведения о грядущих судьбах человеков никогда не отвергало свободную волю человека, его сознательное участие в своем спасении. В этой связи следует помнить о блестящей формулировке Св. Иоанна Дамаскина: «Бог все предвидит, но не все предопределяет».
В учении о Церкви реформатство также последовательно развивает свой основной принцип и окончательно упраздняет всякие черты иерархического устройства, которые еще сохранил Лютер. В реформатском учении о церкви административное начало церкви решительно вытесняет ее мистическую, сакраментальную природу.
С присущей ему последовательностью Кальвин очистил таинства от всякого человеческого участия, которое полностью вытеснено предопределением, не нуждающемся в благодатном содействии. Реформатская традиция признает только два таинства - крещение и Евхаристию. Евхаристия становится подлинным символом: «тело Христа не заключается в хлебе, и мы напрасно стали бы искать Его в этом земном существе; такое учение есть нечестивое суеверие». По учению Кальвина, Тело и Кровь Его не присутствуют в веществе Евхаристии, реального вкушения Их в Евхаристии не бывает, а мы воспринимаем в себя Самого Иисуса Христа духовно и невидимо. Истинно приобщаются Духа Божия только избранные ко спасению, для остальных это причастие не имеет силы.
В реформатском понимании Евхаристии есть лишь духовное соединение со Спасителем, в то время как хлеб и вино остаются лишь символами этого соединения.
В понимании второго таинства, которое сохранилось в реформатстве - крещения, Кальвин близок Лютеру, он считает это таинство божественным знаком приятия верующего в благодатный союз с Богом, печатью его усыновления Христу.
Единственным источником христианского знания Реформатская церковь также признает Свщ. Писание. Кальвин решительно отвергает всякий авторитет соборного согласия Церкви, ее соборных постановлений, все проверяя критерием разума.
Особого внимания заслуживает принцип мирского аскетизма, который развился на почве учения о безусловном предопределении и оказал громадное влияние на социально-экономическое развитие стран, где кальвинизм получил распространение, а также западной цивилизации в целом.
Принцип мирского аскетизма обязывал человека к умножению своего благосостояния, которое, в свою очередь, воспринималось не как личное достояние человека, а как дар свыше, как знак благоволения Божия к человеку. Соответственно, этот дар надлежало использовать к умножению, богатство, дарованное Богом, нельзя использовать для удовлетворения собственных нужд, происходила сакрализация накопительства. В этих условиях единственным выходом становилась активность в миру, которая приобретала характер освященного труда. Нет нужды говорить о том, какую мощную религиозную мотивацию социально-экономического прогресса предоставил нарождающемуся капитализму кальвинизм, и не случайно, что он получил преобладающее влияние в странах радикального капитализма, например, в США.
Самое популярное:
Проблема происхождения христианства
Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. В зарубежной литературе по вопросу о возникновении христианства можно пр ...
Тасаввуф
Фикх имеет дело с очевидным и наблюдаемым поведением, выполнением долга по форме. То же, что относится к духовной стороне поведения, называется тасаввуф. Например, когда мы читаем молитвы, фикх судит о нас только по соблюдению внешних тре ...
Культ, жертвоприношения
Гоподствующий ритуал культа выражался, в частности, в жертвоприношениях. Приносили в жертву плоды, кур, свиней, собак. Бывали и человеческие жертвоприношения. Некоторые исследователи считали, что человеческие жертвоприношения были в прошл ...