Славянская мифологияСтраница 2
Во-первых, душа могла остаться на земле. Она могла превратится в огонь или ветер. По народным приметам, если жена тоскует по мужу, он может придти к ней в образе огненного змея. Так же душа могла превращаться в растения. Незамужние дочери превращались в тополь, а если мать прокляла дочь, после смерти она превратится в крапиву. Древние славяне считали, что душа умершего может жить в деревьях, наводило на эту мысль и тот факт, что при трении древесных досок возникал огонь, который ассоциировался с душой. Кроме растений, они отожествляли душу с насекомыми, птицами, животными. В качестве примера можно привести древний обычай, который был на Юге России. После похоронного обряда, старухи, оставались на всю ночь сторожить улицу, на которой жил умерший, они ставили чашку с питьём и ждали когда прилетит муха и напьется из этой чашки. Муха, они считали, и есть душа покойника. А в средней полосе России до сих пор верят, что птица, залетевшая зимой в дом – это душа умершего родственника, которая озябла и хочет согреться. Низшие духи, которые дошли до нас из сказок тоже представлялись как души покойников. Так, к примеру, Домовой – это умерший родоначальник, причем он обладает таким качеством как домовитостью. Он бережет хозяйское добро, следит за порядком в доме. Считалось, что в каждом доме свой домовой. Если домовой свой он добр, помогает живым людям, чужой же домовой будет нести только зло, против него существовали заклинания, которые его изгоняли и оберегали дом. Другой персонаж – кикимора. Это душа умершего некрещеного или проклятого родителями ребенка, живущая рядом с человеком, в его доме, в частности за печкой. По ночам, когда все спят, кикиморы выходят из свои убежищ и прядут пряжу. Русалка – душа умершей девушки утопленницы или удавленницы, или той, которая сама лишила себя жизни.
Во-вторых, местопребывание души в какой-то неведомой стране, а именно где-то в воздушной сфере, поскольку души представлялись звездой, огнем, ветром, облаком. То, что души, после смерти человека обитали в небе, на котором находилась страна отцов говорит придание о том, что души должны взбираться на какую-то высокую гору. Древние славяне обрезанные ноги не выкидывали, а хранили, считая, что на том свете они ему пригодятся взбираться на крутую гору и с помощью ногтей можно взобраться быстрее. Воздушная сфера представлялась древним славянам на западе, поскольку, наблюдая за солнцем люди видели, что оно встает на восходе, а заходит на западе, так и жизнь человека зашла в какую-то неведомую стану. Между тем, нужно сказать, что эта страна представлялась по-разному. В первой половине десятого века она носила образ рая. Об этом повествуют нам арабские писатели. Так, Ибн-Фоцлан, говоря о обряде кремации писал, что славяне объясняли кремацию, как облегчение покойнику попадания в рай через дым огня. Причем рай представлялся прекрасным и зеленым садом, где вечно тепло, зеленеет трава и деревья. Далее, на заре христианства название места меняется и приобретает другое название – “Нав” и “пекло”. Этими словами древние славяне обозначали страну мертвых, которая покрыта мраком, сурова и холодна. Эта страна отделялась от мира живых воздушным пространством.
В-третьих, это пребывание души в могиле, рядом с телом усопшего. Это подтверждает обычай погребать усопшего в земле. Причем обряд погребения существовал параллельно с обрядом кремации. Арабский писатель Ибн-Доста писал, что когда на Руси умирал кто-то знатный, ему выкапывали большую могилу в виде дома, клали туда умершего вместе с его драгоценностями, еду, сосуды с питьём и другие ценности, которые принадлежали покойнику при жизни. Дальше – больше. Родственники умершего клали туда любимую и живую жену усопшего и оставляли её в заключении. Этот обряд говорит о том, что славяне верили о возможности жизни души в могиле, рядом с телом, иначе, зачем бы нужно было строить такое большое жилище, запирать туда жену и класть туда различную утварь для существования. Существовало представление о том, что души в загробном мире могут встречаться так же, как и живые друг с другом. Еще одно доказательство, которое говорит о жизни души в могиле говорит поверие, что душа представлялась славянам живущей в гробу.
Самое популярное:
Распространение христианства. Франция
Во Францию христианство проникло в начале новой эры. Обычно считается, что подавляющее большинство населения страны (около 90%) придерживается католицизма
Во Франции имеется более 800 тыс. протестантов. Большинство из них реформаты. Он ...
Аграрные общинные культы
Чрезвычайно характерна та форма религиозных обрядов и верований народов Кавказа, которая была связана с земледелием и скотоводством и в большинстве случаев опиралась на общинную организацию. Сельская земледельческая община сохранялась оче ...
Языческие обряды славян
Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русс ...