Славянская мифологияСтраница 1
Представления о душе у древних славян существовали в разных формах. Отдельного, единого представления у славян все же не было. Разные ветви славян представляли душу по-разному, да и само представление в разные века менялось в связи с сознанием наших предков. Ниже будут отображены эти различные представления.
Во-первых, душа – это частица небесного огня, благодаря которому в глазах человека блеск, в крови жар, а тело приобретает внутреннюю теплоту. Получается, жизнь возможна до тех пор, пока горит этот внутренний огонь, погас он, вместе с ним погасла жизнь. Другое предположение гласит, что смерть исторгает этот огонь из тела и человек умирает. По этому поверяю, складывались народные легенды, которые повествуют, как умирающий мог испускать душу в пламени. Да и сами славяне наблюдали, что труп холоден, значит в нем нет этого внутреннего огня, теплоты. Отсюда и заключение, что теплота и огонь – душа, которая оставила умершего. Да и до наших дней сохранилось суеверие, что светящиеся на кладбище огоньки – это души мертвых.
Во-вторых, это связь души со звездой. При рождении у человека появлялась принадлежащая только ему звезда. Звезды, славяне в то время понимали как искры огня и поэтому в народных верованиях сравнения души со звездой связываются с представлениями о сравнении души и огня. Ведь падающая звезда через некоторое время гаснет, поэтому смерть отождествляли с падающей звездой. Если славянин наблюдал, как падает звезда, он был точно убежден, что кто-то умер.
В-третьих, связь души с дыханием, паром, дымом. Слова «из-дыхать», «за-душить», «за-дохнуться» совершенно точно отражают связь представления о душе и физиологические законы. Ведь эти слова в буквальном смысле означают смерть, а именно невозможность к дыханию. По народным сказаниям, в 1553 году, когда умирал русский князь Василий III окружающие заметили, как из его рта отошло некое облачко, то есть душа. Причем им не померещилось, просто люди в то время были уверены, что так и должно быть.
Это были первоначальные представления о душе, которые связаны с отождествлением ее и природы. Тогда славянин сравнивал только с тем, за чем можно было наблюдать (Огонь, воздух) Далее древние славяне стали сравнивать душу с животными, птицами, насекомыми. Так, например в Ушицком уезде душу сравнивали с мухой, в Ярославском – с бабочкой. Так же существовало поверие, что душа ведьмы летает около своего тела либо пчелой, либо мухой, пока не попадет в тело. Кроме связи души с насекомыми, существовала связь души и птицы. Например, считалось, что белый голубь – душа незаконнорожденного младенца, задушенного и похороненного не на кладбище. Эти представления о душе в образе птицы ввели обычай каждое утро сыпать зерна на могилу умершего родственника до шести недель.
С развитием сознания о человеческом достоинстве представление о душе сменилось, теперь славяне отождествляли образ человека и душу. В похоронных причастях можно заметить, что встречаются такие образы как доброго молодца, калеки, купца. Было так же отождествление души и тени. Но тень у славян называлась «навье»
Далее при развитии самосознания душа в представлениях славян, приобретает форму различных образов. Душа становится более духовной и это дало повод в верование в переселение душ и их перевоплощения.
Нужно сказать, что славяне верили в бессмертие души. Они считали, что душа живет возле тела, пока не будет произведен похоронный обряд. В гроб умершему клали его любимые вещи, еду и питье, посуду, драгоценности. Этот факт, я считаю, говорит о том, что жизнь за гробом славяне сравнивали с жизнью земной, раз эти предметы понадобятся душе после смерти. Но куда душа уходит после смерти? На этот вопрос у древних славян было немало объяснений.
Самое популярное:
Эксплуатация рядовых членов и обогащение вождей
Одним из признаков культов является эксплуатация их рядовых членов и обогащение вождей. Для достижения своих гнусных целей вожди прибегают к обману, угрозам и всякого рода лицемерным оправданиям.
Молодой человек по имени Грег, подпавший ...
Религия и секс в перспективе
Многие люди, считающие себя религиозными, нередко сталкиваются с тем, что в вопросах, связанных с сексом, они принимают решения, противоречащие требованиям веры. Такие внутренние конфликты, несомненно, возникали и в прошлые века, но сегод ...
Семейно-родовые культы
Семейно-родовые культы довольно прочно держались на Кавказе вследствие застойности патриархально-родового уклада. В большинстве случаев они приняли вид почитания домашнего очага — материального символа семейной общности. Оно было особенно ...