Жизнеописание Оптинских новомучеников. Иеромонах
ВасилийСтраница 2
Легок был о. Василий на подъем, когда просили его приехать для исповеди и Причастия. Игумен П. вспоминает: "Однажды в два часа ночи позвонили из больницы, сказав, что умирает православный человек и надо прислать священника. Я знал, что о. Василий перегружен до предела. Но кого послать? Этот стар, тот болен . И я постучался в келлию о. Василия. Вот что меня поразило тогда: он будто ждал моего прихода, был одет и мгновенно поехал в больницу. Причастить больного не удалось, так как он уже был без сознания, но всю ночь до последней минуты рядом с ним молился о. Василий.[21]
Из дневниковых записей одного из насельников Оптиной пустыни.
Великий пост 1993 г. Страстная седмица.
В эту Страстную седмицу на о. Василия пала колоссальная нагрузка.
Апрель 16. Великий Пяток.
На утрене Великого Пятка хвалитные стихиры должен был канонаршить о. Василий. Видно было, как он в нужное время вышел из алтаря св. Никольского придела, но после чтения 9-го Евангелия (Ин. 61 зач.) была значительная пауза, о. Василий молчал. Начали канонаршить с правого клироса . «Ужасеся о сем небо и солнце лучи скры» - говорится в 1-й стихире. Потом спрашивали о. Василия, почему он молчал. – «Я не смог». В это время, видимо, о. Василии что-то пережил .
На Царских часах, утром, о. Василий читал два часа (на вопрос - будет ли он их читать, он ответил: „А как же! Это такая честь: их же цари читали!") После чтения часов говорил проповедь. На вечерне перед выносом Святой Плащаницы канонаршил. Всю седмицу о. Василий был канонархом.
Литургии не положено. На вечерне Великой Субботы, которая совершается в 14.00 в Пяток на вынос Святой Плащаницы, о. Василий говорил проповедь. Сказав проповедь, сразу же начал канонаршить, - начали петь стихиру „Тебе одеющагося .".
На утрене Великой Субботы о. Василий канонаршил.
17 апреля. Святая Литургия Великой Субботы совершается с вечерней. Отец Василий исповедовал и с исповеди приходил читать паремии. В паремии из святого пророка Исайи вместо слов „Светися, светися, Иерусалиме", он прочел: „Светися, светися, Новый Иерусалиме".
Отец Василий также читал канон Великой Субботы на пасхальной полунощнице.
Проскомидию к пасхальной Литургии совершали иеромонах Василий с иеродиаконом Нилом. Облачены они были по этому случаю в красное, все же остальные служащие были в белом. На приветствие „Христос воскресе!" о. Василий ответил: „А мы уже воскресли".
Отец Василий был записан еще на проповедь в Светлую Субботу". - Но этой проповеди он уже не говорил .
В Великую Субботу, когда освящались куличи, о. Василий исповедовал и с утра, и днем, и уже когда стемнело . „Смотрите, батюшке плохо!" - воскликнул какой-то ребенок. Все посмотрели на о. Василия. Он стоял у аналоя такой бледный, словно вот-вот упадет в обморок. Иеромонах Ф. кропил святой водой молящихся, и когда, окропив о. Василия, пошел дальше, тот окликнул его: „Покропи меня покрепче .". Батюшка окропил его уже так, что залил ему все лицо. „Ничего, ничего, - облегченно вздохнул о. Василий, - теперь уже ничего". После бессонной пасхальной ночи он, по расписанию, должен был исповедовать на средней Литургии в Скиту.
Вспоминают, что проскомидию о. Василий совершал всегда четко, разрезал Агничную просфору быстрым и точным движением. Но этой Пасхой он как-то медлил . „Ты что, о. Василий?" - спросили его. „Так тяжело, - ответил он, - будто себя закалаю .".
Совершив проскомидию, он в изнеможении присел на стул. Сказал: «Никогда так не уставал». В конце пасхальной Литургии он вышел канонаршить. «Отец Василий, вы же устали, - сказал ему регент. - Вы отдыхайте. Мы сами справимся». – «А я по послушанию», - ответил о. Василий. И вот раздался его голос: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! ».
Служба кончилась в 5 час. 10 мин. утра. Народ весело выходил из храма, многие христосовались, пели . Кто-то заметил: маленького роста иеродиакон Р. христосуется с высоким о. Василием. «Ну что, батька? - смеется иеродиакон, - Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» - отвечает тот.[22]
Самое популярное:
Общая характеристика мусульманского права
Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий) , содержащ ...
Роль имени в писании
Традиция наречения имени человеку восходит к временам сотворения мира. Создав первого человека из праха земного, Бог дал ему имя Адам. Это имя является общим производным от ряда корней: кровь – «дам», красный «адом», земля «адама». Таким ...
Закят
Третья обязанность мусульманина - это закят. Каждый мусульманин, чье положение превышает определенный минимум, должен ежегодно отчислять не менее 2,5% от своих средств нуждающемуся, новообращенному мусульманину, путешественнику или тому, ...