Хинаяна. Буддизм хинаяныСтраница 2
В рамках Хинаяны выделяют Шравакаяну, т.е. Колесницу Слушателей, и Пратьекабуддаяну, т.е. Колесницу Молчаливых Будд. Колесница Слушателей объединяет всех тех верующих, кто "слышал" Учение Будды от Самого Будды или от других наставников Дхармы, и которые в результате получения этих наставлений достигли своей наивысшей цели, называемой Шравакабодхи, букв. "тот, кто очищен и совершенен", как качество, обретаемое буддой, или Пробуждение в Колеснице Слушателей. После достижения этой цели они провозглашали, или "обнародовали" свое постижение другим, будь эти другие последователями Хинаяны или Махаяны.
Словом "пратьекабудда", буквально "будда-сам-по-себе", обозначают всех тех последователей Хинаяны, которые достигли уровня Архата посредством своих личных усилий. Это означает, что в своем последнем существовании в сансаре они не нуждаются или не опираются на учение какого-либо наставника для своего достижения уровня Архата. Они способны достигнуть этого уровня силой своего прежнего запаса заслуги, в частности - силой своих молитв. Пратьекабудды подразделяются на два типа - "отшельники" и "общающиеся":
1. "Пратьекабудда-подобный-носорогу" идет своим путем практики в полном одиночестве;
2. "Пратьекабудда общающийся". В пределах этого второго типа выделяют два подтипа. Во-первых, здесь те, кто уже достиг третьего этапа подготовки. Во-вторых, все те, кто находятся на уровнях между последней фазой Этапа Подготовки и незадолго до вступления на завершающий буддийский путь Этап Неучения. Эти два подтипа называются соответственно: "пратьекабудда, общающийся в большой группе" и "пратьекабудда, общающийся в узком кругу". Первый подтип можно понимать и как "обретший заслугу и мудрость великим усилием", поскольку он работает на более раннем этапе, а второй - "обретший заслугу и мудрость малым усилием", поскольку он работает на более поздних этапах. Отличительный момент здесь в том, что "большее усилие" необходимо тогда, когда верующий проходит начальные этапы Пути Дхармы, а по мере его духовного прогресса требуемые усилия уменьшаются. Поскольку главная тема сосредоточения в ходе медитации последователей Колесницы Слушателей отличается от той, на чем сосредоточены последователи Колесницы Молчаливых Будд, то и Тхарпа (нирвана, мокша), т.е. освобождение от сансары, которое они достигают в итоге, отличается. И хотя в конце концов о последователях обоих Колесниц говорят, как о достигших уровня Архата, но в их состояниях есть качественные различия. За исключением этих различий, обе Колесницы представлены пятью практически тождественными этапами Духовного прогресса, а именно:
1. Цхогс-лам (самбхарамарга) -
этап Накопления заслуги и мудрости, на который вступают тогда, когда в человеке рождается необратимое решение следовать Стезей Будды, будь то Стезя шравака или пратьекабудды, с целью достичь освобождения от сансары. Такое решение должно быть основано на полном понимании трех типов страдания которые характеризуют сансару, а также и на осознании того не слишком очевидного факта, что три типа страдания мы претерпеваем постоянно, даже в минуты кажущегося нам наивысшего блаженства. Типы страдания: страдание, возникающее в результате каких-либо физических или ментальных причин; страдание, возникающее из-за преходящей природы любых явлений; и страдание, причиной которому служит наша зависимость от неизбежных пут, связывающих нас в круговерти перевоплощений. На первом Этапе человек начинает "накапливать заслугу" и мудрость быстрыми темпами. Этап имеет три подраздела, все три необходимо пройти прежде, чем вступить на второй Этап.
Самое популярное:
Культ мормонства
Известный американский культ мормонов, официально называющийся Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней, провозглашает достоверность своего учения на основе нескольких видений, которые якобы были явлены Иосифу Смиту, своему пророку. В ...
Лао-цзы. Легенды о Лао-цзы
Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; VI век до н. э.), древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три телеги» — написанны ...
Взаимоотношение государства и церкви. Государственная
политика в области религии до 1997 года
На различных этапах развития христианства предпринимались попытки усилить религиозное влияние на государственную власть ( № , с.213).
В 1455 году Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления автор ...