Заключение
Святитель Филарет и Епископ Феофан сыграли огромную роль Епископа Феофана в духовном воспитании общества. Митрополит Филарет всегда последовательно выступал против смешения культуры и религии. Культуру он знал, понимал, сам считался прекрасным стилистом и «классиком» в жанре церковной проповеди в 19 в. И тем не менее, святитель Филарет показывает нам, своими трудами, что христианство существует без светской культуры, – в то время как культура уже 2000 лет не существует вне христианства, питается живыми источниками, истекающими из него. Так решал принципиальный вопрос о соотнесенности культуры и христианства один из светильников русской церкви, один из умнейших и образованнейших людей времен Пушкина и Достоевского – свят. Филарет Московский. В наше время; когда культура после празднования в 1988 г. 1000-летия христианства на Руси, снова обратилась к духовным своим истокам, его мнения многое проясняют для всех, кто участвует в этом живом процессе. Таково в общих чертах учение святого Феофана Затворника о семейном воспитании и школьном образовании. Его педагогические взгляды по вопросам христианского воспитания и образования встречаются во многих его произведениях и поучениях, но главным образом сгруппированы в сочинении «Путь ко спасению», первой его части. Он здесь систематически изложил нам целую науку о воспитании, «в которой, – по словам исследователя, – с поразительной глубиной психологического наблюдения и замечательной широтой жизненного опыта раскрыты все важнейшие вопросы христианской педагогики. В ней яркими чертами нарисован истинный идеал воспитания и образования и в соответствие ему указаны требования о личности учителя и воспитателя». Причём, эти взгляды не только возвышенны, но и целесообразны; они вытекают из основательного знания человеческой природы. Отсюда является необходимость усвоить и принять в руководство эти взгляды всем, желающим воспитывать как своих детей, так и учеников в духе христианской веры и благочестия.
Самое популярное:
Медный свиток
Кто найдет четыреста тонн храмового золота?
• В марте 1953 года в пещере под номером 3 было найдено два медных свитка под кодовым названием 3Q15. Развернуть их без разрушения не удавалось, и по этой причине их просто выставили в музее в ...
Предисловие редактора
Наше время - это время тревог и нетерпимости. Мир стремительно меняется. Старый порядок разрушен, а новый еще не создан. История свидетельствует, что в подобные эпохи рождались новые культуры и движения. Мир находится в состоянии напряжен ...
Отличие теизма от пантеизма. Привести примеры теистических и
пантеистических религий.
Теизм (греч. – бог) – религиозное воззрение, содержание которого составляют понятие о Боге, обоснование Его существования, представления о Его отношении к миру и человеку. Термин введен англ. Философом Р. Кэдвордом в 1743 г. Полагают, чт ...