Глава 4
Народная память не изменила старине и празднует русальную неделю, начиная с четверга перед Троицей, которая в разные годы выпадает на разные дни. Вообще, конец мая -начало июня -пора полного пробуждения творческих сил природы, потому и появляются в эту пору девы и жены, посылающие земле плодородие. Водяные девы посылают на землю не только дожди и туманы, но и росы. Вот с утренней влагой, очень важной для созревания посевов, и связаны представления о русалках. В это время женщины в ритуальных играх снимали браслеты и плясали «спустя рукава», как бы превращаясь в русалок, размахивающих руками-крыльями и сеющих дождь. Это был древний танец плодородия, описание которого сохранилось в сказке о Царевне-лягушке. До наших дней сохранились старинные женские браслеты, на которых изображен танец женщин с распущенными рукавами.
С древнейших времен отмечалась эта русальная неделя. Современный исследователь языческих обрядов древних славян академик Б.А. Рыбаков пишет: «Русалии праздновались в начале и конце зимних святок, обрамляя годичные заклинания природы и судьбы молениями о воде, обязательном условии будущего урожая. Русальная неделя, приходившаяся, как показывает славянский календарь IV века, на 19-24 июня и завершавшаяся праздником Ивана Купалы, была главным праздником в честь русалок». Всю неделю, что называют в народе «зелеными святками», шаловливые русалки рыщут по полям, катаются по зеленой ржи, качаются на деревьях, привлекая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство дедушки Водяного.
Всю троицкую ночь с березками в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом, с радостными кликами бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц. Встречи с русалкой обычно происходят вечером, ночью, при неверном свете луны, около воды, в лесу. Она показывается, пытается привлечь внимание и исчезает, как бы заманивая. Даже встретившись с ней лицом к лицу, человек лишь иногда успевает разглядеть ее. Она не вступает с человеком в договорные отношения, как леший или водяной, она всегда чужда человеку.
В некоторых украинских поверьях русалки заманивали молодых людей таинственным появлением и исчезновением. Те, которым удалось спастись, рассказывали потом, что простоволосые обнаженные девушки пытались завлечь их в чащу леса привораживающим смехом. Не каждого мужчину русалка станет заманивать. Он должен обязательно понравиться ей. Тогда она может одна или со своими подругами зацеловать и защекотать его до смерти. Своего избранника она губит так, словно совершает некий ритуал любви, может быть, доставляя ему ощущения, каких он не испытывал. По русским преданиям, чтобы избавиться от нападения русалок, надо начертить на земле крест, обвести его окружностью и расположиться внутри образованного круга. Также избежать встречи с русалкой поможет полынь, которую нужно держать в руке. Русалка может выйти замуж за земного мужчину, но брак этот бывает неудачным. У женщин русалки иногда просили одежду. Женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки – венки. Всю Троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок. Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали ее в рожь.
Самое популярное:
Христианская книжность отечественного Средневековья
Христианство — проверенная веками экология души множества своих сторонников. Сегодня это самая крупная из религий мира — христиан более двух миллиардов на всех континентах Земли.
Многие догматы христианского вероучения и культа толковали ...
Стрибог
Для поддержания власти киевских князей и подкрепления государственности требовалась определенная религиозно – идеологическая основа, в лице которой выступало язычество. Оно обладало многовековой традицией, своей системой божеств и глубоки ...
Становление ислама в качестве государственной
религии
Говоря о распространении ислама в Золотой Орде, необходимо помнить, что успех или неуспех этой пропаганды зависел главным образом от того, в какой среде ее вели. В Дешт-и-Кыпчак, в самой гуще кочевников-трудящихся — как самих монголов, та ...