Основные этапы развития языческих верований восточных славян
и украинского народаСтраница 3
и т.д.
Русалки, по народным поверьям, весной выходят на берег, качаются на ветвях, поют песни, расчесывая свои длинные зеленые волосы, заманивают людей и стараются защекотать их до смерти. С русалками связаны представления о погибших в воде женщинах, девушках, о некрещеных умерших детях. Но русалки одновременно и духи растительности: деревьев, трав, цветов, хлебов. Они даруют им жизненную влагу, посылают дожди.
Водяной – косматый
, с бородой по колено, злой и мстительный старик, живет на дне рек, озер, в омутах.
Царство лешего или лесовика – лес
. Он обитает на деревьях или в дуплах, по ночам дико и страшно кричит.
На полях в высокой траве или колосьях живут полевики – козлообразные существа
. Они могли быть мужского и женского пола.
Баба Яга – хранитель границы в мире мертвых
. В древности человек в течение жизни умирал и рождался несколько раз. К примеру, инициация была смертью ребенка и рождением взрослого. Яга – существо, способное провести человека туда и обратно. Или только туда.
Домовых
духов также было много: домовой, кутный бог, дед (прародитель, предок), спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни, бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений).
«Хозяин» жилища – домовой – невидимый покровитель семьи, дома, домашнего хозяйства.В зависимости от конкретного «местопребывания» его называли по-разному: дворовым, овинником, гуменником, банником. Он заботится о благополучии семьи, но при условии, если оберегаемые им люди трудолюбивы, бережливы, если они соблюдают обычаи предков и оказывают внимание и уважение Домовому. В противном случае он не даст покоя домашним, будет беспокоить их возней по ночам, мучить скот, особенно лошадей и кур, нашлет пагубу.
Таким образом, у восточных славян на протяжении многих веков складывался своеобразный пантеон демонов, или низших божеств. С течением времени на их первоначальные функции наслаивались новые, поэтому в ряде случаев до нас дошли полифункциональные образы (например, русалки). Между демонами существовали отношения, отражающие родственные и бытовые связи людей. У славянских демонов существовала определенная иерархия. Домовой имеет семью: жену (домаха, домовиха), детей. Леший также может иметь жену – лесную хозяйку (лешачиху, лешавицу). Русалки считались дочерьми водяного. Домовые ходят в гости друг к другу, иногда ссорятся и даже дерутся. Домовой водит знакомство, а иногда и воюет с банниками, овинниками, лесовиками, полевиками, а с водяными непримиримо враждует. В подчинении у лешего был боровой.
Главой всех рожаниц – духов рода, рождения и плодородия был Род.
Стадию «демонизма» прошло язычество и других народов. Наиболее известны представители «низшей мифологии» древних греков и римлян: нимфы, наяды, сатиры, герои и др.
Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу развития языческой религии – политеизму, т.е. вере в богов. Но появление новых форм и разновидностей язычества в то же время не мешали сохранению старых верований. К концу I тыс. н.э. у восточных славян имело место удивительное сосуществование всех слоев языческих верований.
В самом начале 12 века русский писатель, современник Владимира Мономаха, предложил следующую периодизацию славянского язычества, разделив его на 4 стадии:
1. Культ «упырей и берегинь», одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.
2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожаниц».
3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе 10 века.
Самое популярное:
Культурные герои
У североамериканских племен пережитки древнего тотемизма сказываются в мифах о культурных героях в образе животных. У племен востока и юго-востока Северной Америки это заяц, выступающий в качестве культурного героя, иногда даже демиурга; ...
Направления ислама
В исламе выделяются несколько основных направлений – суннизм, шиизм. Сунниты сейчас составляют большинство мусульман. В рамках каждого из них сформировались самостоятельные идейные течения и секты. Особенно они многочисленны в шиизме. Ос ...
Богомильство в эпоху 2 болгарского царства
Распространение богомильства в этот период относится к правлению царя Колояна. Причиной тому служит объединение севера и юга, где и находились главные очаги богомильского течения. В период правления Колояна отношения богомильства с власть ...