История исследования вопросаСтраница 2
Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов». В основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборство между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как « .определенное благо человечества». Кант считал, что « .состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние .последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Здесь просматривается связь с идеями Ж.-Ж. Руссо об «общественном договоре» [30, с.98].
В рамках зарубежной и отечественной можно выделить следующие направления исследований, связанные с проблематикой религиозных конфликтов: теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих общество функций религии (М. Вебер [7], Г. Зиммель [14], К. Маркс [19], В.И. Гараджа [9, 10], И.Н. Яблоков [27] и др.); изучение религиозной мотивации социально-политических конфликтов и движений социального протеста (В.И Добреньков [11]).Серьезного внимания заслуживают научные разработки, представленные центром «Религия в современном обществе» автором которых является Нурулаев А.А [22, 23].
Изучение литературы по теме показало, что конфликтогенные процессы в религиозной среде еще недостаточно изучены и требуют дополнительного комплексного рассмотрения.
Важно отметить, что в рамках российской социологии религии и религиоведения большинство из указанных направлений находятся в стадии формирования. Фактически отсутствует глубокая теоретико-методологическая база изучения конфликтности в религиозной сфере, также наблюдается недостаток эмпирических исследований данного феномена. Собственно религиоведческих работ, посвященных целенаправленному анализу религиозных конфликтов, практически нет. Немногочисленные исследования по данной проблематике исследуют в основном локальные во времени и пространстве религиозные конфликты, что усиливает ощущение дефицита теоретических разработок в данной области.
Отметим, что комплексный анализ конфликтогенных ситуаций на религиозной почве в современном обществе, проводился лишь в рамках специальных диссертационных исследований, данные которых не опубликовывались широко. В общих чертах, состояние научной разработанности проблемы таково:
а) категория «религиозный конфликт» в научной сфере общества малоисследованна;
б) теоретико-методологическая база для проведения подобных исследований практически не сформирована.
Самое популярное:
Письменные религиозные памятники. Священные книги.
Священная книга «Веды» (веды - знание, учение). Древняя Индия. Первоначальный текст «Вед» существовал еще в III тысячелетии до н. э.
Ранние «Веды» - это циклы устных сказаний, которые запоминали и исполняли сказатели (риши). Первые по вр ...
Самый благородный вид любви
В Христианских Греческих Писаниях, или в Новом Завете, слову «любовь» почти всегда соответствует греческое слово ага’пи.
Объясняя значение этого термина, справочный труд «Понимание Писания» говорит: «[Ага’пи] — это, вопреки распространен ...
Культ четырех стихии
Культ природы включал в себя почитание четырех стихий: земли, огня, воды, ветра, каждая из которых имела свое олицетворение. В наиболее характерной форме наблюдался он у племен прерий.
У дакотов земля олицетворялась духом Тунканом. Огню, ...