История исследования вопросаСтраница 1
Учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей возникает в Древней Греции. Анаксимандр говорит, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» - единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. [2, с.97]. Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цицерон выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага. Аврелий Августин добавил к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире звучат вполне современно: « .те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям».
В средние века Фома Аквинский, развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: на нее должна быть «авторизованная компетенция», то есть санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, « .война и насилие являются всегда грехом» [32, с.36; 34, с.39; 1,57].
Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли. Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда теологических взглядов на источники общественного развития. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Макиавелли одним из источников социального конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. «Выполнять эту миссию призвано государство», - считал мыслитель [33, с.91-93]. Эразм Роттердамский отмечал наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в войны [33, с.92].
Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные английским философом Фрэнсисом Бэконом. Он глубоко проанализировал с причины социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению конфликтов способствует пренебрежение государей мнениями сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также «пасквили и крамольные речи» [35, с.74].
Томас Гоббс считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие. В новое время были популярны идеи Жан-Жака Руссо об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны - « . от природы люди вовсе не враги друг другу». Затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны, и добрую волю они не проявят. [2, с.63].
Самое популярное:
Внутренняя структура Библии
«Милость и истина сретятся,
правда и мир облобызаются.
Истина возникнет из земли,
И правда приникнет с небес»
Псалом 84. 11, 12.
Этот эпиграф ничто иное, как библейское пророчество о наведении мостов между религией и наукой.
Как вид ...
Гражданская религия в США
В отличие от многих других стран мира, государственные агентства не изучают религиозные предпочтения жителей США, поэтому данные о численности адептов той или иной веры собираются в результате опросов. Эти данные весьма различаются, однак ...
История возникновения и распространения Церкви Муна.
Для начала необходимы некоторые пояснения. Что представляет собой организация Муна? Что это за человек и «как он дошел до жизни такой»?
Сан Мен Мун родился 25 февраля 1920 г. Мунисты уверяют, что он родился 25 декабря — в день Рождества ...