Иисус Христос и апостолы его ученияСтраница 3
Вернёмся к тезисам Нагорной проповеди. Попробуем истолковать их более реалистично, приземлённо. Фанатик сочтет «ослабленное», свободное понимание христианства богохульством. Гуманно настроенный человек допускает, что каждый верит на свой лад, в силу своих умственных и моральных способностей. Ведь христианство и вчера, и сегодня неоднородно. В нём можно выделить по крайней мере следующие пласты: ооо нпо импульс
· богословское христианство — изучившее корпус первоисточников своей религии и авторитетных комментариев к ним, строго соблюдающее каноны этой религии;
· народное христианство регулирует повседневную жизнь большинства населения стран христианской культуры, оно выборочно и упрощенно толкует заповеди Христа и прочих святых, тесно переплетено с пережитками язычества, новыми суевериями;
· свободомыслие, которое стремится преодолеть устаревшие в ходе истории формы религии, но для того, чтобы лучше понять и применить ее же долговечные идеи и принципы. Французский философ Ален (1868–1951) в этом последнем духе говорил: «Немного католицизма [или православия — С.Щ.] не принесёт вреда; это момент, это этап; Кеплер, Галилей, Декарт [и также верующие М.В. Ломоносов, И.П. Павлов, многие другие] превратили его в науку и образ мышления. Протестантизм тоже неплох — Кальвин сотворил из него право и республику. Только это этап, не забывайте. Это движение было прекрасно; всегда нужно преодолевать то, во что веришь; но как преодолевать то, во что не веришь?» («Колдуны, чудеса и боги», 1921).
Так что попробуем преодолеть непонятность, странность поучений Христа.
Кровная месть? В некоторых случаях она, конечно, неизбежна. Кто не «заработал» себе врагов, вряд ли имеет настоящих друзей. Надо уметь, иметь мужество защищать (если потребуется, силой) свои ценности (личности, семьи, родины). «Простите врагов ваших, но запомните их имена», советовал Джон Кеннеди. Однако прежде, чем начать враждовать, надо взвесить свои силы. В серьёзной борьбе пострадать, даже погибнуть могут обе враждующие стороны. Вы учли такой исход, затевая месть? Если да, то учтите ещё, что победить врага легче, если не будешь слишком сильно ненавидеть его (негативные эмоции мешают думать и принимать правильные решения). Отдаваясь мести целиком и полностью, вы встаёте на одну доску с противником. А он чаще всего этого не заслуживает. Равнодушие к врагу обычно обижает его больше всего. Какие-то выпады против вас вам самим выгоднее просто «не заметить», простить (меньше ненужных волнений, великодушие привлекает людей на вашу сторону). Так сам Христос сказал по адресу своих мучителей и убийц: Отче [Боже мой], прости им, ибо не ведают, что творят.
Выполнение церковных и иных обрядов? Да, обряды украшают жизнь, позволяют сменить надоевшую повседневность на возвышенное настроение ритуала. Но: Суббота для человека, а не человек для субботы, — говорил Иисус по поводу важнейшего правила иудаизма — запрета работать по выходным. «Красным днём календаря» у христиан стало воскресенье. Ближе к христианству не тот, кто ревностно замаливает в церкви свои грехи, а тот, кто меньше грешит. Тезис: «Не согрешишь — не покаешься» — лукавство.
Отдайте кесарю кесарево, а Божье — богу, настаивал Иисус. Имея, как видно, в виду, не только необходимость выполнять законы государства, в котором живешь, в частности, честно платить налоги. За внешним законопослушанием надо различать более высокие цели и ценности — познания, сопричастности чему-то долговечному. Добиваясь благополучия, не разрушайте человеческих взаимоотношений, не «шагайте по головам», а то ведь не с кем будет наслаждаться жизненными достижениями.
Помощь ближнему? Тут важно быть добрым, а не добреньким. Если прощать людям всё, что угодно и выручать их из любых ситуаций, можно оказать им дурную услугу. Помогать стоит тем и тогда, кто самостоятельно не может помочь себе сам. Прощать мелкие грехи, но не спешить прощать явное предательство, неблагодарность, прочие проявления моральные уродства. Иначе мы поощрим их. Протестанты говорят: дарите голодному не рыбу, а удочку… А открытое зло надо подавлять без всякой пощады, давать ему урок ужаса! Памятуя, впрочем, что при этом так или иначе пострадают все участники схватки. Такова от веку земная жизнь.
Как видно, христианство предполагает свободный выбор человеком правильного поступка. Люди как бы сотрудничают с Богом в борьбе против сил зла, за добро. Противник Бога Дьявол искушает людей. Эта борьба вечно ведется с переменным успехом. Никто из смертных не имеет морального права считать себя безгрешным или же осудить другого человека как неисправимого грешника. Со временем каждому воздастся за его поступки согласно Божьему промыслу. Так христианин верит в целесообразность бытия, возможность преодоления хаоса в природе, обществе и душе человека.
Апостолы Иисуса Христа после его мученической кончины выбрали наиболее эффективную стратегию и тактику для проповеди нового учения, а оно само оказалось наилучшим образом приспособлено к международному распространению, массовому тиражированию. Апостолы разошлись по разным концам Римской империи, повсюду основывая христианские общины. Между ними завязывалась переписка, обмен кадрами проповедников. Репрессии против первых апостолов и их слушателей со стороны римских и местных властей использовались ранними христианами как аргумент «от противного» в свою пользу — пострадавшие за веру первыми вкусят райское блаженство (вспомним роман польского писателя Генрика Сенкевича «Камо грядеше?»).
Самое популярное:
Северо - Кавказский ваххабизм – разновидность исламского радикализма.
Одна из современных особенностей ислама состоит в том, что он переживает ревивалистский и демографический взрыв, часто способствующий дестабилизации общественной ситуации в исламских государствах и их отношений с соседями. Число сторонни ...
Комментарии Станц по отдельным слокам.
(Для более полного понимания текста и развития собственного воображения сначала рекомендуется прочитать всю Станцу в целом, а затем – отдельные слоки с комментариями – прим. авт.). ...
Особенности еврейского религиозного права
История еврейского права насчитывает более трёх тысячелетий, и истоки его сродни другим правовым системам древнего Востока – древнеаккадского города – государства Эшнуанна (1900 г. до н.э.), Ассирии (1400 – 1110 гг. до н.э.), Хеттского го ...