Зарождение исламской цивилизации. МухаммедСтраница 2
В своих первых мекканских проповедях Мухаммед решительным образом выступал против многобожия, провозглашая веру в единого Бога, бессмертие души и воскресение мертвых, предупреждая о страшном суде и загробном возмездии, утверждая справедливость в отношениях между людьми, милосердие и смирение.
В число первых немногочисленных последователей Мухаммеда входили его жена Хадиджа, его двоюродный брат Али, богатый купец Абу Бакр и др. Решив не ограничиваться проповедью в узком кругу близких людей, Мухаммед обратился к курайшитам с публичной проповедью, однако в ответ последовали оскорбления. Приверженцы Мухаммеда стали объектом преследования. Немалая часть мусульман («вручивших себя Богу», как назывались сторонники пророка) была даже вынуждена перебраться, спасаясь от преследований, из Мекки в Эфиопию.
Мухаммед говорил о себе как о посланнике Божьем, грозя своим противникам загробными муками. Мухаммедом обличались ростовщичество, бесчестные приемы торговли, осуждалась алчность купцов, богачей, провозглашался отказ от стяжательства, выдвигался призыв к пожертвованиям в пользу бедных.
Самого пророка мекканские верхи, стремившиеся сохранить свое привилегированное положение, трогать опасались ввиду возможности кровной мести со стороны его многочисленной родни. Надо отметить, что хашимиты, в своем большинстве не присоединившись к учению Мухаммеда, тем не менее, были готовы оказать ему поддержку в критических обстоятельствах. Даже когда курайшитские роды объявили бойкот хашимитам, последние, за редким исключением, не отказались от родственной поддержки Мухаммеда, хотя и были вынуждены разместиться в одном квартале на краю города, живя в очень тяжелых условиях. Вскоре Мухаммед понес тяжелую утрату. Умерли его любимая жена Хадиджа, глава хашимитов Абу Талиб, не оставлявший Мухаммеда без помощи. Напротив, новый глава рода хашим Абу Лахаб отказался поддерживать Мухаммеда. Все это побудило его искать убежище и сторонников вне Мекки.
Весной 622 г. последователи Мухаммеда начали перебираться в город Йасриб (в северной части Хиджаза), жители которого готовы были признать духовный авторитет Мухаммеда. Сам пророк вместе со своим ближайшим другом Абу Бакром, несмотря на все подстерегавшие их опасности, прибыл в Йасриб 24 сентября 622 г. Год переселения, хиджры, означавшей разрыв связей со своим племенем, затем был принят за отправную точку мусульманского летосчисления.
В Йасрибе, который получил название «город Пророка - Медина», Мухаммед был провозглашен главой крупной арабской общины, являясь уже не только духовным лидером, но и политическим деятелем, соединив духовную и светскую власть.
Население Медины и окрестностей включало несколько арабских иудейских племен. Последние по крови и языку являлись теми же арабами, приняв иудаизм под влиянием иудейских проповедников. Взаимоотношениям арабских и иудейских племен были свойственны постоянные междоусобицы.
Характер взаимоотношений между мухаджирами (участниками хиджры), ансарами («помощниками») - местными арабскими племенами, которые примкнули к исламу, - и иудейскими племенами регулировался несколькими договорами, которыми предусматривалась роль Мухаммеда как верховного арбитра в спорах, устанавливалось обязательство ненападения друг на друга, взаимной поддержки в борьбе с внешними противниками.
Мухаммед стал главой, политическим лидером общины, в которую вначале входили не только мусульмане. Поначалу Мухаммед предписывал всем мусульманам соблюдение еврейских постов, почитание субботы праздничным днем, обращение лицом в сторону Иерусалима при молитве. Тем самым возводился основательный мост для перехода иудеев в ислам. Последние же предоставленную возможность не использовали. Иудейское племя бану кайнука, отказавшись принять ислам, было изгнано из Медины после небольшого конфликта, который расценили как повод к войне. Изгнанным разрешили забрать только то, что они в состоянии были взять с собой. Подобная же участь постигла другое иудейское племя бану надир, на которое было возложено обвинение в попытке покушения на пророка. Наиболее тяжелой оказалась доля последнего крупного иудейского племени бану курайза, которое пострадало за готовность оказать помощь врагам Мухаммеда - мекканцам. Всех мужчин племени казнили, а женщин и детей обратили в рабство.
Самое популярное:
Опасности, подстерегающие пастора в служении
Кто такой пастор? Пастор – это поставленный Богом человек, назидающий паству в истине и Слове Божиим. Не согласен с теми, кто добавляет к этому определению – «…или думает, что он поставленный Богом человек». Это, скорее всего, относится к ...
Религия майя
Несколько иной характер имел культ, господствовавший на полуострове Юкатан, в государстве майя. Подобно всей культуре майя, и религия их гораздо менее нам известна, чем религия народов Мексики. Государства майя пришли в упадок еще до прих ...
Коран и его роль в жизни мусульман
При жизни пророка его высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических записей их, видимо, не вили. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано ...