Зарождение исламской цивилизации. МухаммедСтраница 1
Мухаммед, основоположник ислама, родился 20 апреля 570 г. (по христианскому летосчислению) в г. Мекке, представляя род хашим племенной группы курайш.
Мекка, начало расцвета которой относится к середине VI века, являлась центром Хиджаза - важнейшего торгового района Аравии (в западной ее части), существуя во многом благодаря торговле, которой активно занимались курайшиты, ежегодно снаряжая, по меньшей мере два многочисленных каравана.
Особенности существования кочевого общества Аравии были связаны с тем обстоятельством, что оно не являло собой периферию по отношению к развитым обществам. Напротив, жизнь кочевого населения протекала в окружении земледельческих цивилизаций Египта, Передней Азии, Месопотамии. Торговые пути, связывавшие развитые страны, проходили в разных направлениях по степной Аравии. На торговых путях из Южной Аравии в Нижнюю Месопотамию, на побережье Персидского залива, Красного моря возникли многочисленные города, торговые фактории.
В число торговцев в оазисах Южной Аравии входили и иудеи, и христиане. В южноаравийском государстве Химьяритов в начале VI в. иудаизм и христианство стали играть столь значительную роль, что властители отдавали предпочтение то одной, то другой религии, что накладывало отпечаток и на их политику.
Христианство получило распространение и в Хиджазе, соперничая с иудаизмом. В арабском языке особое слово («рахиб») обозначало христианского монаха. Свет в одинокой келье отшельника стал одним из любимых образов арабской поэзии.
Знакомясь с другими религиями, арабы поклонялись своим богам в посвященных им храмах, наибольшей известностью из которых пользовался храм Кааба в Мекке. В Аравии в то время приобрело распространение камнепоклонничество. Некоторые камни, так называемые «бейт-эли», являлись предметом поклонения в качестве жилища или вместилища богов. Особо чтимой святыней считался большой черный камень метеоритного происхождения, вделанный в восточный угол Каабы - древнего языческого святилища Мекки.
Главным божеством Каабы являлся Хубал, считавшийся супругом трех богинь - ал-Лат, ал-Уззы, Манат, властелином грома и дождя. У его статуи происходило гадание на стрелах. В период борьбы мекканцев с мусульманами (о чем будет сказано ниже) Хубала противопоставляли Аллаху. Мекка представляла собой целый комплекс святынь. Невдалеке от Каабы располагался священный колодец Замзам, немного поодаль находились два холма с идолами на вершинах. Неудивительно, что Мекка пользовалась особым почетом, предоставляя место паломничества для десятков тысяч арабов из разных племен Западной Аравии. Территория Мекки считалась запретной для военных действий, имела статус неприкосновенной. Благодаря особому положению Мекки племя курайшитов смогло занять в беспокойной области исключительное положение.
Примерно в 610 г. в Мекке было положено начало движению, которое определило будущую религиозную жизнь значительной части человечества. Отметим, что к моменту появления Мухаммеда на исторической сцене в Аравии не без влияния христианства и иудаизма началось постепенное оформление принципа единобожия. В историческом плане нарастанию указанной тенденции благоприятствовала всеобщая усталость от племенной вражды, вызывавшая стремление к единовластию. Развитие обоих процессов происходило параллельно.
В городе Йасрибе (будущая Медина) возникло религиозное течение - ханифизм, в котором можно видеть предтечу ислама. Ханифы, отвергая идолопоклонство, настаивали на существовании одного Бога, которого называли по-разному. Аллахом он был впервые назван Мухаммедом (Ал-илах - «божество». До появления ислама так называли одно из высших божеств аравийского пантеона).
Самое популярное:
Свобода совести российское законодательство о религиозных организациях. История формирования представлений о свободе совести
В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений ...
Жития выдающихся оптинских старцев. Преподобный Лев,
старец Оптинский
Преподобный Лев Оптинский (Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии и происходил из мещанского сословия. Родители его были люди хотя честные и благочестивые, но бедные, поэтому когда Лев подрос, то ...
Практические аспекты. Проблемы опекаемого
По сути, в основном, все жизненные ситуации, которые помещают человека в состояние нужды, являются следствием духовных проблем. Обусловлены они нарушениями в трех главных типах отношений: отношение к Богу, отношение к самому себе и отноше ...