Аравия до исламаСтраница 2
Кроме монотеизма иудео-христианского типа, на южноаравийских арабов оказывал определенное влияние и проникавший сюда из Ирана зороастризм, а также поздние его модификации, сложившиеся под влиянием христианства (манихейство-маздакизм). Вся эта сложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимыми монотеистическими тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия на арабские племена, жившие на стыке нескольких мощных религиозных потоков. В условиях более спокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала (или просто присоединение к одной из перечисленных систем) могла бы произойти без особых потрясений. Однако в обстановке резкого спада в торговле и вынужденного пересмотра структуры экономики, ломки традиционного жизненного уклада все сложилось иначе.
Южноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость, разобщенность, неспособность противостоять свалившимся на них ударам. История полна примерами упадка и даже гибели многих народов, оказавшихся в аналогичном положении. Но арабы нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульса оказалась новая религия.
В отличие от христианства, ислам рождался в условиях борьбы многих экономических укладов. С одной стороны, в арабских племенах велась жестокая борьба между могущественной родовой аристократией племени корейшитов, а со второго – массой свободных бедняков – простых ремесленников, земледельцев, кочевников-пастухов. Эта борьба, которая развернулась в условиях первобытнообщинного строя, расшатывала его и приближала переход к классовому обществу. Раздробленность арабских племен, их экономическая отсталость, переход к классовому обществу с сильной централизованной государственной властью – все это вызвало потребность в общественной силе, которая способная была бы осуществить эту историческую задачу. Такой силой стал родившийся феодальный строй. Ему необходимо было объединить все арабские племена для защиты от вражеских соседей – Византи и Ирана. Одной из препятствий на пути к осуществлению этой задачи были старые племенные культы, которые поддерживали отжившие традиции первобытнообщинного строя.
Самое популярное:
Учите любви своим примером
Если вы муж, то цените ли вы свою жену, обращаетесь ли с ней почтительно и уважительно? А если вы жена, любите ли вы мужа и поддерживаете ли его? Библия говорит, что муж и жена должны любить и уважать друг друга (Эфесянам 5:28; Титу 2:4). ...
Символизм в религиозных учениях
В Евангелиях Иисус Христос провозглашает, что Он говорит притчами, то есть образами, сравнениями, чтобы его речь воспринималась больше сердцем, чем разумом. Этот метод выражения широко распространен на Востоке. В частности, часто прибегае ...
Попов Сергей Иванович
1 июля 1884 г. р., ур. г. Киров Западной области, сын рабочего. Окончил 5 классов Калужской духовной семинарии. До 1921 г. был дьяконом церкви Георгия, с 1921 года – священник в Мещовском уезде. Разведен. На иждивении имел 2 детей. В 1929 ...