Понятие и сущность церкви как правового институтаСтраница 1
Церковь - это тип религиозной организации; христианское культовое здание, имеющее алтарь, а также помещения для богослужения. Политологическое содержание имеет лишь первое значение термина[1]. Церковь обеспечивает регулярные отношения между членами религиозного объединения и его подразделениями, с одной стороны; с др. стороны, поддерживает связи со светскими структурами и объединениями. Для церкви характерна общая система вероисповедных идеи, вытекающая из них культовая и внекультовая деятельность (последняя может быть как религиозной, так и внерелигиозной), а также совокупность правил ценностей, образцов и санкций, а также институтов, функционирующих на их основе и регулирующих разнообразные стороны жизни верующих (от их отношения к государству и политике до интимных отношений в браке).
В организационной структуре церкви часто существуют группы духовенства и мирян. Первая, как правило иерархизированная, состоит из служителей культа, совершающих религиозные обряды, осуществляющих проповедь вероучения и удовлетворяющих др. религиозные, а иногда -и внерелигиозные (начальная медицинская помощь, благотворительность, начальное и т.н. духовное образование и т.д.) запросы верующих. Мирянами являются рядовые верующие, оставшиеся за пределами круга духовенства и составляющие подавляющее большинство приверженцев во всех религиях. Католические статистики полагают, что в мире на 1 млрд 665 млн христиан (в т.ч. 877 млн 723 тыс. католиков) приходится 3 млрд 435 млн не-христиан, из которых 831 млн не исповедуют никакой религии. В целом доля католиков среди населения мира уменьшается. Ныне она составляет ок. 17,59%. В Европе их численность уменьшилась с 1988 по 1989 г. на 0,18%, тогда как в Африке, Азии, Америке и Океании отмечен небольшой рост (0,04 - 0,07%). В Азии, Африке, в отличие от других континентов, росло число членов монашеских орденов, священников и др. служителей культа[2].
Иерархию духовенства составляв порядок его подчиненности снизу доверху; в некоторых религиях он отличается детализированным и дифференцированным характером, в других же, напротив, упрощен (напр., в протестантизме). Специфической формой организации духовенства является институт монашества (в буддизме; христианстве - у католиков, православных, монофизитов; в мусульманстве), причем у христиан монахами могут быть как мужчины, так и женщины, а у буддистов и мусульман - только мужчины. Монахи живут в общинах-монастырях и в определенных случаях (по религиозному обету) - вне монастырей, в т.ч. и на положении отшельников. В католицизме существуют особые централизованные монашеские объединения - ордены. Старейшим из них является орден бенедиктинцев, существующий с VI в.; эпоха крестовых походов отмечена образованием военно-монашеских орденов (госпитальеры, тамплиеры, тевтонский и др.). В борьбе с многочисленными европейскими еретическими движениями получили известность ордена цистерианцев, картезианцев, предемонстрантов, францисканцев, доминиканцев, кармелитов, тринитариев, а в борьбе с Реформацией - орден иезуитов (1540 г.). В XIX в. потребности просветительской, благотворительной и миссионерской деятельности привели к созданию ряда новых орденов, в частности “Братьев христианских школ”, союзов монахинь-преподавательниц и монахинь - приходских учительниц. В целом общее число членов монашеских орденов неуклонно сокращается. Так, за 20 лет, с 1965 по 1985 г., число католических монахов и монахинь в мире в целом уменьшилось на 300 тыс. человек. Однако и сегодня заметно их участие в общественной жизни: в мире насчитывается ок. 140 католических орденов; в Европе - ок. 65 тыс. монахов-священников, ок. 30 тыс. монахов, живущих в миру, и ок. 450 тыс. монахинь. При сокращении численности членов ордена иезуитов в последние три десятилетия наблюдалось более чем удвоение числа учащихся заведений, находящихся под контролем ордена. Помимо университетов, в ряде стран мира орден руководит сетью факультетов и колледжей, школ для профессиональной подготовки в разных сферах.
В целях укрепления влияния христианства среди населения Ватикан и Всемирный совет церквей ориентируют школы, связанные с церковью, на “подрыв привилегированности” образования в развитых и в развивающихся странах, подчеркивая их “живой контраст” правительственной политике в этой сфере.
В наши дни Всемирный совет церквей выделяет область образования и обновления знаний среди основных направлений своей работы. Совет имеет Агентство по развитию христианской литературы, Комиссию по всемирной миссии и евангелизации. Комиссию по евангелическому единству и осуществляет три программы: “Вера и свидетельство”, “Справедливость и служение”, “Образование и обновление”, которые, в свою очередь, имеют подразделения. Под его эгидой действуют воскресные школы, некоторые из них в 1980 г. отпраздновали 200-летний юбилей. В 1907 г. в Риме была образована Всемирная ассоциация воскресных школ, а с 1960 г. функционирует Всемирный совет воскресных школ с центром в Женеве. ВСЦ открывает воскресные школы во многих странах мира. Только в Индии, где христиане составляют 2,5% (более 15 млн человек), на средства христианских организаций содержатся 10 тыс. начальных школ, 5 тыс. средних, 174 колледжа, 273 технические школы, 25 заведений для инвалидов.
Самое популярное:
Аниматизм
Представления сверхъестественном мире у многих североамериканских племен облекались в форму веры в некую безликую силу, которая наполняет собой всю природу и при помощи которой действуют люди. Ирокезы называли ее оренда, племена сиу — вак ...
Божества
Большинство божеств, имена которых сохранились в верованиях народов Кавказа, связаны либо с земледелием, либо со скотоводством — прямо или косвенно. Есть и божества-покровители охотничьего промысла. У осетин, например, наиболее почитались ...
Глава 1
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка - и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
( ...