Эпоха Второго храма
Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.). Персидский царь Артаксерксуполномочил Эзру
объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских странах. В это время формируется особое сословие “писцов” — софрим
— толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон
.
Ухудшившееся во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов
(эллинское государство), плативших контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении Иудеи. Ответной реакцией стала активизация национально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание Маккавеев
(167 – 164 г.г. до н.э.), завершившееся победой и изгнанием эллинов из Иерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого (языческого) культа. В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения — Ханукка.
Освободившись от греческого ига Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней жестокости Ирода I
(ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания (“избиение младенцев”
) и связывается с именем Иисуса Христа
. Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества Понтия Пилата
(36 – 26 н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну
I (66 – 73 н.э.). В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало конец эпохи Второго Храма.
В это время помимо канонизированного Письменного Закона
– Торы – развивается так называемый Устный Закон
, основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания.
Постепенно, трактование Торы от священнического сословия переходит к “мудрецам”
, происходившим из самых различных слоев еврейского общества, как в самом Израиле, так и в диаспоре.
Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни эпохи Второго Храма была синагога
(молельный дом), которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным центром жизни еврейской общины как в Израиле, так и в странах расселения. Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма, богослужение в ней не велось священниками и левитами
и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могла существовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующих общинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и центром общественной жизни. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения, не отягощенные сложным и дорогостоящим ритуалом.
Замена жертвоприношения молитвой и соблюдением многочисленных мицвот, ритуализирующим всю жизнь иудея, вплоть до самых прозаичных ее проявлений, позволила иудаизму пережить разрушение своего центрального святилища (разрушение Второго Храма).
К этому периоду относится зарождение христианства — ответвления иудейской религии, носящего интернациональный характер. В 313 г. н.э. при императоре Константинехристианство получило статус государственной религии Римской империи.
Самое популярное:
Обязанности жены
Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:
- хорошее ведение домашнего хозяйства;
- гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;
- верность;
- забота об имуществе семьи;
- масте ...
Боговдохновенное отцовское наставление
Чтобы развить с кем-то теплые, тесные отношения, необходимо хорошо его узнать. Иегова Бог, раскрывая грани своей личности на страницах Библии, призывает нас приблизиться к нему. Но одного чтения Библии недостаточно. Нам нужно следовать ее ...
Православное образование
В прежни времена в образовании человека наряду со школой принимали значительное участие семья и Церковь. Семья ограждала подрастающего человека от всех бурь и опасностей, поселяла в его душе уважение к традиции и укладу жизни, созидала фу ...