Вознесенская Давидова пустынь
Есть ряд обителей, появившихся в эпоху создания централизованного Русского государства и сохранивших более чем скудные сведения о первых десятилетиях своего прошлого. Среди них — и Давидова в честь Вознесения Господня мужская пустынь под Москвой.
Во второй половине XV — первой трети XVI вв. в жизни нашего Отечества произошли разительные перемены. После нескольких столетий феодальной раздробленности, длительной изнуряющей подвластности Золотой Орде было создано централизованное Русское государство. Оно стало крупнейшей в Европе державой, единственным независимым православным государством мира. Эти грандиозные и безумно интересные события, произошедшие пятьсот лет назад, давно заволокла дымка времен. Они едва различимы, и мы, пытаясь вглядеться в них, вынуждены признать, что из глубины веков выступают лишь смутные контуры, в которых изредка можно распознать отдельные детали.
В полной мере эта особенная черта прошлого характерна и для русской церковной истории. Развитие Церкви полтысячелетия назад мы представляем довольно неплохо в целом, а вот многие частности от нас сокрыты.
Среди таких частностей — прошлое монастырей. Лишь история единичных обителей может быть воссоздана в достаточно полной мере. Не так уж много и таких, о которых можно составить хотя бы цельное представление. Историю же основной массы монастырей приходится собирать по крупицам, довольствуясь отдельными и зачастую оторванными друг от друга на многие годы фактами. Давидова пустынь относится к их числу.
Согласно записи в монастырском синодике 1602 года, пустынь основана преподобным Давидом Серпуховским 31 мая (по старому стилю) 1515 года. В 1515 году этот день выпал на четверг и пришелся на первую (Троицкую) неделю по празднику Пятидесятницы. 31 мая Православная Церковь издревле вспоминает апостола от семидесяти Ерма, а также мучеников Ермия и Философа. Помимо того, сам день четверга в церковной традиции посвящен прославлению апостолов и святителя
Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Запись синодика Давидовой пустыни свидетельствует: «В лета 7023 (от сотворения мира, а от P. X. — 1515) при державе царства Росийскаго государя и великаго князя Василия Иоанновича Московскаго и всея Руси при священном архиепископе Иасафе, митрополите Московском и всея Руси, прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи майя в 31 день...»
Кроме этой записи синодика, иных свидетельств об основании Давидовой пустыни до нашего времени не дошло. Между тем, сама запись, составленная через восемьдесят с лишним лет после упоминаемого в ней события, грешит неточностями. Так, митрополит Иоасаф на самом деле возглавлял Русскую
Церковь с 1539 по 1542 год (в 1515 году у ее кормила стоял митрополит Варлаам), а великие князья Московские в лице Василия III Ивановича еще не носили царского титула. Однако ставить под сомнение собственно свидетельство об основании пустыни нет особых причин — братия свято хранила память о том, когда и с кем преподобный Давид пришел на место будущей обители.
Та же запись синодика свидетельствует, что монастырь был заложен в волости Хатунь. Она являлась самой южной частью Московского уезда по реке Лопасне и граничила с Серпуховским и Коломенским уездами. В начале XVI века Хатунская волость в церковном отношении составляла округ (десятину) особой митрополичьей области (Владимиро-Московской епархии). Владельцем Хатуни являлся князь Василий Стародубский: «А Хатунь была всеми волостми и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским». По нормам того времени обладатель волости должен был дать разрешение на строительство монастыря в пределах своих владений. И хотя синодик ничего об этом не сообщает, наверняка такое разрешение преподобным Давидом было получено.
О деятельности преподобного Давида в качестве настоятеля основанного им монастыря известно крайне мало. Запись синодика 1602 года лаконично сообщает лишь самое важное: «И яко-же пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя боголеп-наго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы
Чюдотворца и сьзда обитель, и постави келий, и созва братию». Помимо этого, сохранились предания о том, что преподобный Давид посадил рядом с монастырем липовую рощу, остатки которой до сих пор показывают паломникам. Присутствует и общее для жизнеописания любого подвижника упоминание, что он был кормильцем — отцом всего окрестного населения.
Можно только догадываться, почему основатель монастыря посвятил закладываемые в нем храмы Вознесению Господню, Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Мирли-кийскому. Вознесение Господне — один из важнейших православных праздников, Божия Матерь издревле воспринималась как покровительница Руси, почитание Николая Чудотворца было также очень распространено в русских землях. Однако стоит обратить внимание на то, что основание монастыря произошло в четверг, посвященный святителю Николаю. В эпоху Средневековья было принято искать во всем происходящем глубокий внутренний смысл. Многочисленные символы и знамения определяли поведение людей. С особенно пристальным вниманием относились к дням календаря. Святые, на день памяти которых приходилось рождение человека, часто становились его покровителями; успехи и неудачи, случившиеся в тот или иной церковный праздник, непосредственно сопоставлялись с этим праздником. Возникает вопрос: не было ли связано строительство одного из монастырских храмов в честь святителя Николая с воспоминанием о том, что именно в день, посвященный святителю, и заложили обитель?
Согласно еще одному монастырскому преданию, вскоре после основания Давидовой пустыни, 15 августа 1515 года, обитель посетил преподобный Иосиф Волоцкий, близкий друг преподобного Давида со времен их иноческого служения в Пафнутиево-Боровском монастыре. Примечательно, что этот визит состоялся за несколько месяцев до преставления Иосифа Волоцкого. Преподобный Давид пережил своего духовного друга на четырнадцать лет. Он отошел в лучший мир 19 сентября 1529 года, как об этом свидетельствует все та же запись монастырского синодика.
После кончины основателя монастыря обитель не бедствовала и даже получила определенные привилегии со стороны государственной власти. Известно, что царь Иван Грозный выдал Давидовой пустыни грамоту «на вотчины и на рыбные ловли и на всякие угодья». Грамотой также предусматривалось право суда игумена над братией и монастырскими крестьянами, помимо случаев убийства, разбоя и воровства. А боярам, воеводам, дьякам и всем прочим государевым людям в случае притеснения братии грозила царская опала. В дальнейшем благосостояние обители росло, хотя монастырь никогда не был богатым. В XVII веке Давидова пустынь владела несколькими деревнями в разных уездах под Москвой, десятком пустошей, несколькими десятками крестьянских дворов, причем их количество постоянно увеличивалось. В 1664 году у монастыря появилось подворье в Москве, при одной из приходских церквей на улице Ордынке, а с 1689 года существовала и монастырская часовня возле Арбатских ворот.
Но не только благоденствие знала обитель в неспокойные времена бун-ташного XVII века. Как и вся страна, пережила Давидова пустынь лихолетье Смутного времени, а потом примерила на себя его последствия. В 1619 году литовцы и удалые люди гетмана Петра Сагайдачного в числе многих храмов и монастырей Подмосковья разорили и обитель преподобного Давида. Несколько лет находилась пустынь в запустении, пока первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, не обратил на нее внимание и не возобновил 1 апреля 1625 года грамоту, даровавшую монастырю льготы.
Считается, что преподобный Давид, как и его ближайший духовный друг Иосиф Волоцкий, горячий сторонник общежительных монастырей, ввел в основанной им пустыни общежительный устав. Но в документах первой половины XVII века Давидова пустынь упоминается как «обитель-особняк», то есть келиотский или особножительный монастырь. По всей видимости, попытка преподобного Давида утвердить редкие для того времени и строгие правила, подразумевавшиеся общежительными принципами, сошли на нет после его смерти. Такое явление было характерным для монастырской практики тогдашней Руси. Выдающийся историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал об этом: «Общежитие как-то мало прививалось в наших монастырях. Когда преподобный Иосиф Волоколамский (в 1478 году) обходил эти монастыри, то заметил, что даже лучшие из них, основанные преподобным Сергием Радонежским и его учениками на правилах общежительных, уже клонились „к лаврскому обычаю", т. е. обычаю, по которому каждый инок живет особо, сам собою».
Заметные подвижки в жизни Давидовой пустыни произошли в середине XVII столетия. 1650-е годы ознаменовались грандиозной деятельностью Патриарха Никона. Помимо глубокой церковной реформы, затронувшей весь церковный организм, Патриархом была развернута эпохальная строительная программа. С 1653 по 1656 год Никон основал три монастыри, которые по вторяли «в меру и подобие» главнейшие христианские святыни Палестины и Афона. Важнейшая роль среди этих обителей отводилась Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю на реке Истре под Москвой, задуманному в качестве центра Святых мест. Такой монастырь нуждался в особом монастырском хозяйстве. Чтобы обеспечить его, многие рядовые обители стали приписываться к Ново-Иерусалимской. Среди них в 1657 году мы находим и Давидову пустынь. Тогда в ней проживали казначей, два иеромонаха, пять рядовых старцев, четверо слуг, конюх, хлебник и белец — церковный дьячок.
Недолгим был триумф Патриарха Никона, не навсегда оказалась приписанной к его главному детищу и Давидова пустынь. В 1667 году по указу царя Алексея Михайловича обитель преподобного Давида исключается из ведения Ново-Иерусалимского монастыря. Последнюю треть XVII столетия можно считать временем экономического благополучия, если не расцвета, в истории Давидовой пустыни. Именно в это время появляются монастырские подворье и часовня в Москве; кроме того, владения обители располагались в Московском и Коломенском уездах, городе Серпухове. В одном только Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами. В начале 1680-х годов настоятелем монастыря являлся Авраамий, будущий митрополит Рязанский и Муромский (1687—1700).
В XVIII веке наступает упадок Давидовой пустыни. Он был вызван начавшимися секуляризационными мероприятиями правительства. Все доходы монастыря стали поступать в Монастырский приказ, который по распоряжению Петра I решал административно-финансовые и судебные вопросы церковного управления, а после упразднения приказа — в Коллегию экономии. Часть этих доходов выплачивалась братии. Подорвали монастырское благополучие и новые приписки Давидовой пустыни к другим обителям. С 1712 года пустынь находилась во владении московского Чудова монастыря, с 1721 по 1727 годы — московского Златоустовского монастыря. О положении Давидовой пустыни в то время свидетельствует состояние одного из ее храмов — Успенского: при его описании в 1732 году отмечалось, что глава церкви развалилась, своды разрушились, полы опали и сгнили, совершать богослужение в нем невозможно.
Особой вехой в жизни каждого русского монастыря, основанного до второй половины XVIII столетия, является 1764 год. Указом императрицы Екатерины II все обители Российский империи тогда были разделены на три класса, каждому классу соответствовало содержание, назначаемое государством. Значительная часть маловотчинных обителей вовсе осталась «за штатом», то есть на своем содержании, но уже без земельных угодий, отобранных в казну правительством. Среди заштатных оказалась и Давидова пустынь. Однако уже на следующий год, 17 марта, к обители была приписана часовня в Москве, у Москворецкого моста, в которой находился древний, особо почитаемый образ Всемилостивого Спаса. Доход от часовни (молебны, продажа свечей) достигал 130 рублей в год и позволял несколько улучшить содержание всего монастыря.
Важное событие в духовной жизни Давидовой пустыни произошло в 1790-е годы. Крупный деятель Русской Церкви митрополит Московский Платон (Левшин), а также известный подвижник настоятель Николо-Пеш-ношского монастыря иеромонах Мака-рий (Брюшков) совместными усилиями в 1792—1796 годах восстановили для Давидовой пустыни общежительный устав. За образец было взято общежитие, «какое в Оптином монастыре». Традиции преподобного Давида возродились.
В течение XIX — начала XX вв. количество монашествующих в Давидовой пустыни увеличивалось. К 1915 году в обители проживали: настоятель архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов, около 50 послушников. Столетие жизни монастыря перед переломным 1917 годом отмечено многими яркими именами. Обитель посещали и совершали в ней богослужения святители Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов), просветитель Сибири и Америки, священномученик Владимир (Богоявленский). Антон Павлович Чехов неоднократно бывал здесь в 1890-е годы. В самой пустыни подвизались и пользовались глубоким уважением современников игумен Паисий (Соколов), управлявший монастырем в 1843— 1854 годах; прозорливый монах Алексий, который предсказал окончание Крымской войны; юродивый Сергий, бывший келейником архимандрита Иоанникия (1816—1832).
На рубеже XIX—XX столетий Давидова пустынь становится просветительским центром для окрестных сел и деревень. В 1894 году попечением архимандрита Валентина здесь была открыта мужская двухклассная церковноприходская школа,ав 1905 году — смешанная одноклассная. Огромную радость монашествующим обители принес указ Святейшего Синода от 10 июня 1915 года, согласно которому в связи с празднованием 400-летия основания Давидова пустынь возводилась в степень второклассного монастыря. Казалось, что новое процветание обители не за горами. Но грянул 1917 год...
После прихода к власти большевиков и начавшихся гонений на Церковь Давидова пустынь стала приходить в упадок. Сначала ручейками, а затем рекой хлынуло за церковную ограду монастырское имущество. Обычно какое-то количество монастырских предметов оседало в музеях, и по этим уцелевшим осколкам мы можем составить определенное представление о том, как и чем жили обители до революции. Давидовой пустыни не повезло, все исчезло бесследно... Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 года. Братия частично разошлась, частично осталась жить в монастырских зданиях или перебралась в окрестности монастыря. Позже большинство из оставшихся монахов было репрессировано. Рядом с пустынью в 1930-е годы основали поселок, получивший название Новый Быт. В монастырских стенах разместился сельскохозяйственный техникум: настоятельский корпус был отдан под аудитории, в братских корпусах организовали общежитие, Успенскую церковь переоборудовали в спортзал. Поселковый клуб обосновался в Никольском храме. В 1950-х годах было разрушено монастырское кладбище. Молитва прекратилась в стенах Давидовой пустыни до 1992 года, когда была создана православная община, которой разрешили собираться для совместных молитв на территории обители.
А в 1995 году в древнем монастыре возродилась иноческая жизнь.
Долгие столетия храмы на Руси были в основном деревянными. Это касалось как приходских церквей, так и монастырских. Лишь самые богатые обители могли возводить каменные храмы. Не являлась исключением из общего правила и Давидова пустынь.
В первые десятилетия существования Давидовой пустыни все ее церкви были выстроены из дерева. Уже при преподобном Давиде их было две, причем соборный Вознесенский храм имел придел. Как свидетельствует монастырский синодик 1602 года, основатель монастыря «постави церковь во имя бо-голепнаго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца». Эти древнейшие храмы, как и все позднейшие деревянные постройки, не сохранились. В 1600 году на средства игумена Леонида была возведена новая деревянная Вознесенская церковь, которая, надо полагать, заменила обветшавшую и разобранную церковь времени преподобного Давида. По описи 1627—1628 годов в монастыре существовал деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца с трапезной. В 1657 году на территории монастыря находились деревянная шатровая церковь Вознесения Господня «о трех верхах» с двумя престолами в приделах во имя Успения Божией Матери и святителя Николая, Знаменская часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида, деревянные колокольня с пятью колоколами, хозяйственные постройки и ограда, а также недостроенный каменный Вознесенский собор.
Строительство Вознесенского собора началось еще в XVI веке, вероятно, при Иване Грозном. Сохранились сведения, что это было «строение государево». Но возведение храма не довели до конца. Лишь в 1676 году по непосредственному указу Патриарха Иоакима строительство продолжили, а после его окончания, в 1682 году, был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. От XVI столетия сохранились фундаменты и частично стены. Здание собора представляет собой двухъярусный четверик, завершенный пятигла-вием. Барабан центральной главы являлся световым. С востока к четверику примыкает трехчастная апсида, доходящая до середины четверика. В момент постройки с западной, южной и северной сторон собор был окружен крытой двухэтажной галереей, а с северо-восточного и юго-восточного торцов вплотную к нему примыкали приделы. К настоящему времени сохранились лишь придел на юго-востоке, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, а также южная и частично западная галереи. Центральную часть свода несут четыре подпружные арки, которые, в свою очередь, опираются на два несущих внутренних столпа. Южный и северный нефы перекрыты лотковыми сводами. Такая конструкция является необычной для русской храмовой архитектуры и во второй половине XVII века практически не встречается. Считается, что существующая система сводов Вознесенского собора стала следствием смешения первоначального замысла завершения храма, относящегося к XVI столетию, и проекта окончательного строительства. Фасады собора прорезаны прямоугольными окнами, по два с каждой стороны, за исключением восточной, где окон нет вообще. Окна украшены традиционными для XVII века каменными наличниками в виде колонок с килевид-ными завершениями. Углы четверика отмечены сдвоенными полуколонками. Стены завершаются фризом из поливных изразцов и поясом килевидных кокошников. Изразцы также украшают пространство между ярусами галереи. Барабаны глав установлены на квадратные постаменты, украшенные кокошниками; центральный барабан украшает аркатура. О поновлениях Вознесенского собора в XVIII веке неизвестно. В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный пятиярусный иконостас. В 1885 году церковь была расписана стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы при этом сделали из накладного мрамора, а подоконники — из итальянского. В 1888 году был устроен новый мозаичный пол с амвоном и одной мраморной ступенью итальянского мрамора. В 1891 году вновь перекрыли пять соборных глав и вызолотили их червонным золотом. Тогда же церковь была расписана масляными красками.
Храм в честь святителя Николая Чудотворца, выстроенный в стиле классицизма, примыкает к Вознесенскому собору с севера. Его возведение относится к 1804 году, когда при игумене Арсении старую обветшавшую церковь святителя Николая разобрали, чтобы на ее месте выстроить новый храм, с братской трапезой и кухней внизу. Здание в плане прямоугольное, увенчано фронтонами и куполом на барабане с главкой над ним. Исследователи отмечают, что купол Никольской церкви перекрывает и как бы маскирует сомкнутые своды в интерьере, которые являются архаичными для построек такого типа начала XIX столетия. С восточной стороны к зданию прилегает полукруглая апсида, равная по ширине и высоте основному объему храма. Два ряда окон прорезывают пространство церкви, включая апсиду. Церковь имеет богатый декор, представленный лепными фризами с растительными орнаментами, гирляндами и масками. В 1853 году между Вознесенским собором и Никольской церковью было выстроено здание ризницы и библиотеки, соединившее храмы. В 1891 году храм в честь святителя Николая был расписан. В 1913 году в нем появился новый пятиярусный иконостас.
Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Давидовой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была выстроена в 1740 году над северными воротами обители. Храм принадлежит к распространенному в то время типу «восьмерик на четверике». С востока к его основному объему примыкает граненая апсида, с запада — трапезная с воротами под ней. Над восьмериком возвышается купол, увенчанный в свою очередь небольшой главкой на граненом барабане. Четверик храма прорезан с севера и юга двумя рядами полуциркульных окон, украшенных прямоугольными наличниками. Каждая грань восьмерика имеет по одному окну, обведенному наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы объемов храма отмечены пилястрами. В XVUI столетии в храме был сооружен трехъярусный иконостас; к началу XX века он был уже четырехъярусным. При архимандрите Иосифе (1865—1884) Успенскую церковь отштукатурили и расписали.
Центральное храмовое ядро ансамбля Давидовой пустыни завершает здание церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Она была построена в 1867—1870 годах перед Вознесенским собором и Никольской церковью с запада, вплотную к ним. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом с притвором. Фасады церкви украшены декоративными кокошниками, окна — наличниками с килевидными завершениями. Стены над фундаментами декорированы поясом филенок. По углам расположены пилястры. Одновременно с завершением строительства в храме был установлен трехъярусный позолоченный иконостас. 17 сентября 1870 года новопостроенную церковь освятил митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), в сослужении архимандритов Николо-Угрешского Пимена и Перервинского Никодима. В 1891 году храм был расписан.
Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена она в середине западной части стены, окружающей пустынь. Нынешняя колокольня заменила предыдущую, разобранную при игумене Афанасии (1838—J843). Тогда же началась заготовка материала для строительства новой. Было заготовлено 90 000 штук кирпича. Строительство колокольни началось в 1844 и завершилось в 1845 году, о чем свидетельствует памятная каменная плита, вмурованная в стену над одним из ее лестничных пролетов. Письменные источники уточняют датировку — строительство колокольни было закончено к 1 августа 1845 года заботами нового настоятеля обители иеромонаха Паисия. Колокольня сооружена под влиянием русско-византийского стиля. На четверик, в котором расположены главные проездные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нем — цилиндрический ярус звона; еще выше — увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декорированными наличниками, нитками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй — восьмигранный — ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остается неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначался для размещения в нем колоколов по проекту. По крайней мере, известно, что на этом ярусе никогда не звонили. В 1848 году для новой колокольни был отлит колокол в 205 пудов. Створки ворот колокольни представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году, на главный праздник обители, и назывались в народе Вознесенскими вратами. От колокольни до Вознесенского собора вела дорожка, выложенная мозаикой. Эта дорожка сохранялась до 1950-х годов.
Наряду с монастырской колокольней этот храм является одной из архитектурных доминант Давидовой пустыни. Собор освящен 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). Здание храма в плане представляет прямоугольник, центральная часть которого увенчана массивным световым барабаном и куполом над ним. К подкупольному пространству примыкает с востока апсида, а с запада — трапезная. С] северного и южного фасадов подкупольное пространство выделено ризалитами, завершенными четырьмя декоративными главками. Стены собора богато декорированы в соответствии с требованиями псевдорусского стиля в архитектуре: декоративные элементы стилизованы под килевидные арки, поребрики, кокошники. Здание прорезано продолговатыми высокими окнами. До закрытия монастыря в соборе находился пятиярусный иконостас. Высокую художественную ценность имели росписи его стен.
Одноглавый Всехсвятский храм построен незадолго до начала Первой мировой войны — последним из храмов Давидовой пустыни. Он находится в здании трапезной, примыкающей к северо-восточной башне монастырской ограды. Храм во имя Всех Святых освятил 16 июня 1913 года митрополит Московский Макарий (Невский). В этой церкви до революции был установлен трехъярусный позолоченный иконостас. В настоящее время храм полностью восстановлен и расписан. Особый интерес представляют росписи потолка (образ Пресвятой Богородицы Живоносный Источник) и западной стены (фрески, иллюстрирующие основание монастыря и посещение обители преподобным Иосифом Волоцким). Сияет золотом новый иконостас. На иконах его нижнего ряда изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье: Савва Стромынский, Владимир Бело-песоцкий. Храм используется для богослужений в зимнее время.
Сохранившиеся до нашего времени монастырские сооружения жилого и хозяйственного назначения возводились в течение XIX — начала XX вв. К началу XX столетия архитектурный ансамбль и структура обители окончательно сложились. Монастырь занимает территорию в форме почти правильного прямоугольника со срезанным юго-западным углом (завершить прямоугольник, не срезая угла, было невозможно из-за проходившей рядом дороги). Давидова пустынь была обнесена каменной оградой, по углам (кроме юго-восточного) которой соорудили пять трехэтажных башен. В северную ограду и вплотную к надвратной Успенской церкви встроен богато украшенный декором в псевдорусском стиле двухэтажный корпус, занимаемый ныне настоятелем обители. Симметрично этим постройкам, а также Спасскому собору и трапезной Всехсвятской церкви, которые тоже встроены в северную стену, в южной части пустыни располагаются два двухэтажных здания. В настоящее время они соединены пристройкой и являются братскими кельями. В западную и восточную ограду встроены небольшие одноэтажные здания. Некоторые постройки пустыни возведены за ее стенами. Наиболее заметная из них — двухэтажное здание справа от колокольни; там сейчас располагается поселковая больница.
В середине 1990-х годов источник в селе Талеже, находящийся неподалеку от монастыря и, согласно преданию, возникший но молитвам преподобного Давида, начал благоустраиваться. Место выхода ключевой воды на поверхность было выложено камнем, тут же устроили бассейн, из которого стало удобно набирать воду. Рядом с источником возведены небольшой храм во имя преподобного Давида Серпуховского, две купальни и звонница. Дорожки, ведущие к источнику, вымощены, берега укреплены.
В 2007 году началось возрождение талежского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Этот храм эпохи зрелого классицизма возведен, как считается, крепостным Бабакиным по проекту архитектора Е. С. Назарова. Начало строительных работ относится к 1796 году. Площадь постройки равна 576 квадратным метрам, здание выложено из кирпича, обрамлено белокаменным декором. Храм с портиками тосканского ордена принадлежит к типу центрических построек. Над центральной ротондой возвышается мощный световой барабан. Стены барабана опускаются до пола, образуя небольшое помещение — центральную часть храма. Наружные стены образуют галерею, которая окружает внутреннее помещение. Центральная часть соединяется с галереей арочными проемами. В 1810 году по правую сторону от алтаря был устроен придел во имя святого князя Владимира. В 1823—1832 годах в храме появился еще один придел — в честь Архангела Михаила.
Так лаконично (но очень метко!) великий русский писатель Антон Павлович Чехов называл обитель, неподалеку от которой, в селе Мелихове, он прожил несколько лет В наши дни возрожденный монастырь прекрасен также, как и столетие назад.
Неподалеку от бывшего монастыря вскоре после его закрытия возник поселок, который получил символичное название «Новый Быт». Жизнь «по-новому» продолжалась до начала 1990-х годов. В 1992 году маятник истории качнулся в обратную сторону — жители поселка образовали православную общину, и ей власти передали собор во имя Всемилостивого Спаса. Так было положено начало возрождению монастыря.
11 января 1995 года настоятелем Вознесенской церкви на территории бывшей Давидовой пустыни стал иеромонах Герман (Хапутин). В первую субботу Великого поста в монастырских стенах отслужили первую со времен закрытия литургию (до этого времени православная община не имела священника и собиралась только для совместной молитвы). Во время литургии 1 июня 1995 года на престольный праздник монастыря — Вознесение Господне — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил решение о возобновлении монашеской жизни в Давидовой пустыни. Тогда же иеромонах Герман был возведен в сан игумена с вручением ему игуменского жезла.
Давидова пустынь находилась в плачевном состоянии. Монастырский комплекс использовался совсем в иных целях, нежели ему было предназначено: на территории пустыни проживало 13 семей, здесь же располагались сельскохозяйственный техникум и общепитовская столовая. Отец Герман поселился в угловой монастырский башне. Время шло, и древняя обитель постепенно оживала. Зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма. 10 декабря, на празднование иконы Божией Матери «Знамение», сюда прибыла первая группа реставраторов. Радостное событие для братии и прихожан произошло в апреле 1998 года: обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5 июня того же года, в празднование Вознесения Господня, его подняли на колокольню.
К концу 1999 года в Давидовой пустыни полностью восстановили монастырскую ограду, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей. 19 сентября 1999 года Знаменская церковь была освящена полным чином архиепископом Можайским Григорием в сослужении епископа Угличского Иосифа. Помимо возрождения храмов, происходило и благоустройство монастырской территории, приспособление ее к нуждам обители. В юго-западной части монастыря был выкопан пруд, а за Вознесенским собором огородили территорию нового кладбища, на котором состоялось перезахоронение останков генерала Дохтурова. Прирастала обитель и подворьями. В число подворий Давидовой пустыни вошли церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» в селе Комлеве Рузского района Московской области и церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Талеж, что в нескольких километрах от пустыни. Наибольшую известность приобрел источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида в том же Талеже. Усердием благоукрасителей источник облагородили, а рядом построили храм Преподобного Давида, две купальни и звонницу.
Важные события в новейшей истории обители произошли 14 августа 2004 года в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В тот день митрополит Юве-налий в сослужении нескольких архиереев совершил чин Великого освящения собора Всемилостивого Спаса и, выполняя указ Святейшего Патриарха, возвел настоятеля монастыря игумена Германа в сан архимандрита. Особо знаменательную веху оставил в монастырской истории визит Святейшего Патриарха Алексия II, состоявшийся 14 августа 2006 года. Впервые предстоятель Русской Церкви посетил монашескую обитель, основанную преподобным Давидом.
Но не только радостные минуты переживали в последние годы все те, кому близка и дорога Давидова пустынь. Большое горе случилось в год десятилетия возрождения монашеской жизни обители. 26 июля 2005 года в своей келье был найден убитым настоятель монастыря, в то время являвшийся уже и благочинным церквей Чеховского округа Московской епархии, архимандрит Герман... Смерть отца-настоятеля всколыхнула всю православную общественность страны.
6 октября 2005 года определением Священного Синода настоятелем Давидовой пустыни был назначен архимандрит Роман (Гаврилов), благочинный монастырей Московской епархии. 10 августа 2006 года он был рукоположен в архиереи, став епископом Серпуховским, викарием Московской епархии.
Самое популярное:
От животного-тотема к животному-богу
Вполне возможно, что особенные заботы по отношению к животному-тотему способствовали приручению и выращиванию отдельных животных.
В самом деле, для магических обрядов, способствующих охоте, и для ритуальных трапез, которые в конце концо ...
Общая оценка роли раннего христианства
Дать общую оценку исторической роли раннего христианства нелегко. Вопрос этот очень сложен. Раннее христианство представляло собой шаг вперед по сравнению с древними культами в том отношении, что оно дало возможность сплотить разноплеменн ...
Особенности культа баптистов. Основные положения
вероучения.
Основным отличием баптистской доктрины от учения прочих протестантских конфессий является отрицание возможности Крещения младенцев" и отсутствие Таинств, в православном понимании этого слова. Что, собственно говоря, есть плод послед ...