Православие
В 1 тысячелетии Православными называли себя восточные и западные христиане. После раскола 1054 г. наименование “православная” закрепилось за Восточной церковью. Считается, что в ней в наибольшей степени сохранились традиции раннего христианства.
Православное вероучение базируется на Священном писании (Библии) и Священном Предании (включающем постановления первых семи Вселенских соборов, Решения ряда поместных соборов, сочинения отцов церкви и др.). Основные вероучительные положения закреплены в Никее - цареградском «Символе Веры», принятом Никейским (325 г.) и дополненном Константинопольским (381 г.) Вселенскими соборами
Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей, - о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, о главенстве и непогрешимости Римского Папы, о чистилище, о непорочном зачатии и телесном Вознесении девы Марии и др.) в православии не признаются. Считается что они противоречат Священному писанию и Священному преданию. Отсутствуют и праздники, возникшие в католицизме после 1054 г., но введены праздники (Сретение, Преображение, Воздвижение), не отмечаемые католиками.
Христианская церковь считается соборной или (кафолической), то есть полной, завершенной, не нуждающейся в дополнениях. Приобщение к ней происходит через крещение. Младенцев крестят путем погружения в воду, после чего совершается таинство миропомазания. Жесткого отделения клира от паствы в православии нет. В частности, и миряне и духовные лица причащаются одинаково – квасным хлебом и вином, а богослужение издавна ведется наднациональных языках, хотя используется и древние языки например старославянский.
Нет в православии и универсальной организации с единым центром, подобным Ватикану. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальные. В настоящее время существует 15 таких церквей: Константинопольская, Иерусалимская, Русская и др. Кроме того, есть автономные церкви которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской, Финляндская – от Константинопольской и т. д.
Согласно преданию, начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Эта иерархия трехстепенная: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Кроме того, духовенство делится на белое и черное (монашествующее). Первые до принятия сана могут жениться, вторые дают обед безбрачия. Для белого духовенства доступны первые две иерархические степени, в архиереи же могут быть рукоположенные только монашествующие священники.
Таинство священства совершают только архиереи, другие таинства – как архиереи, так и священники. В исключительных случаях таинство крещения может совершить и мирянин-христианин.
Во время православного богослужения возжигаются свечи, курится ладан, звучит хоровое пение. Музыкальные инструменты использовать не принято - считается, что нельзя заменить человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками. Важной частью православного культа являются посты – многодневные и однодневные, всего до 200 дней в году.
Самое популярное:
Эпоха византийского господства
После завоевания западно-болгарского государства Василием II, сломившим упорное сопротивление Самуила и его преемников, положение болгарского народа начало быстро ухудшаться и скоро стало крайне бедственным. Особенно тяжелой для крестьян ...
Александрийская школа
Эта школа выступала против гностиков и греческих философов с целью поставить на их место систематическое мировоззрение, на основании философии, в которой христианство было бы представлено как высшая мудрость[28]. Христология этой школы им ...
Исход и религиозная революция
Моисея
Иудейская историография связывает исход из Египта, где израильтяне были рабами у фараона, странствование по пустыне и превращение израильских племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моисея
.
В качестве вождя и пророка Моис ...