Мифология
Первые попытки рационально истолковать мифы были связаны с пониманием как аллегории. В мифе видели иносказания, поучение, уподобление, намеки. При таком отношении к ним богатство содержание мифов кажется по истине неисчерпаемым. Ярким примером подобного подхода было отношение к мифам основоположника методологии опытного знания Ф.Бекона. В тракте «О мудрости древних» он изложил многие античные мифы и собственные понимания скрытой в них мудрости. Он писал, что она представляет ему «подобной плохо отжатым виноградным гроздьям, из которых хотя и выжито кое-что, однако самая лучшая часть остается и не используется». Подобным уже образом истолковал мифы Гердер. Его взгляды положили начало свойственному уже для романтизма пониманию мифов. Вершины романтической концепции мифов стало учение Шелина.
Шелин делил различные способы изображения на три вида схематическая (общее обозначает особенная), аллегорическая (общее) и символическая (общего и особенного). Мифологию он понимал именно символически, т.е. неиносказательно, не историко-психологически, когда в мифах пытаются найти персонификации и одушевления. Миф для Шелина если что-то и знает, то именно то, о чем в нем идет речь, иными словами, значение мифа совпадает с бытием. Но из подобного понимания следует, что мифотворчество может быть только явлением прошлого. В будущем полагал Шелин, возникает симбиоз науки и мифологии, которая будет создана эпоха в целом. Из сказанного должно быть ясно, что мифология как определение состояния сознание – это не только далекое прошлое духовной культуры.
Мифологию не возможно ограничить рамками первобытного мышления также, как нельзя провести резкие грани между мифом и научным мышлением, в общем. Ведь и то, и другое – мышление, как известно, в марксизме действительности мышления доказывается практикой. Но особенности мифологического мышления является то, что оно совсем не нуждается в доказательствах или в практическом обосновании. Мифология – это начальный этап человеческого мышления. Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм. В состоянии искренней и глубокой веры человек во всем видит лишь подтверждение своей веры. Так, верующие в судьбу склонен видеть предопределенность даже в попытках разубедить его и объяснить случившиеся простым стечением обстоятельств.
Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов. На смену приходят другие мифы, связанные с верой во всесилие политике или в оккультные учения, в «пришельцев» или в «скрытые» возможные человеческой психики. Общая характеристика мифологии состоит в том, что в ней осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от каких то элементов внешнего мира, и общие идеи. В мифологическом сознании эмоциональная сфера не отделена от рефлексивной, поэтому происходит совпадение природных и культурных (социальных) объектов. В мифе все идеальное и воображаемое вполне тождественно с материальным и вещным, а все вещественное ведет себя так, как будто оно является чем-то идеальным.
Мифологическое сознание по-своему организует противоречивую действительность.
Мифологические сюжеты строятся на противопоставленном оппозиционном: вверх – низ, левый – правый, близкий – далекий, внутренний – внешний, большой – маленький, теплый – холодный, сухой – мокрый, светлый – темный и т.д. Эти оппозиции объективируются пространственно-временных элементов (небо – земля, земля – подземный мир, север – юг, запад – восток, день – ночь, зима – лето, солнце – луна), в социальных отношениях (свой – чужой, мужской – женский, старший – младший, низкий – высокий), в соотношении социального и природного (человек – космос, дом – лес, селение – пустыня), в жизненных антиномиях (жизнь – смерть, счастье – несчастье, удовольствие – страдание). Миф возникает через непосредственное внимание человека в мир, дополняемое субъективным воображением. В мифе человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписывая ему человеческие свойства. Миф актуализирует мир значений, предавая их соучастника человеческой деятельности. Мифологические боги и герои вступают между собой в сложные отношения, что порождает в контаминациях (смешение).
Самое популярное:
Пережитки шаманства
Наряду с общинным земледельческим и семейно-родовым культами у поволжских народов сохранились, хотя и очень слабые, следы более древнего шаманского культа. У мари, например, помимо выборных общинных жрецов — картов были так называемые муж ...
Молитва и богослужение
Уясним еще раз, что Пророк Мухаммад (мир ему!) предписывал нам соблюдать пять догматов веры:
1. Вера в единственность Бога, который не имеет себе подобных во всей Вселенной, и Ему одному принадлежит вся власть.
2. Вера в Ангелов Господн ...
Теоретическая основа
Изучив литературу по данному вопросу, я выяснил, что кукла-оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве тали ...