Сущность духовности
Настоятельная потребность исследования «нравственных чувств и целостных убеждений», исследования духовного мира актуализирует проблему духовности. В связи с этим возникает вопрос о том, что такое духовность? Если лет 10-15 назад о духовности не говорили, а говорили о нравственности, четко представляя, что духовность является прерогативой религии, то теперь все заговорили о духовности, еще четко не представляя, что же стоит за этим понятием духовность.
В Толковом словаре Даля духовность определена как имеющая отношение к духу, а дух квалифицируется как бестелесное существо, бестелесный житель недоступного нам духовного мира. В четырехтомном «Словаре русского языка» духовность интерпретируется как духовная, интеллектуальная природа сущности человека, противополагаемая его физической и телесной сущности. В работе А.А.Кокурина «Теория духовности» выделяются три части понятия духовности: духовность как сопричастность человека к святости, духовность как выполнение общечеловеческих нравственных норм (норм Священного Писания), духовность как постоянное совершенствование себя.
Но одухотворение - считали Святители Церкви - не приходит к человеку с рождения, а формируется и воспитывается благодаря Церкви, восприятию нравственных норм христианства, саморазвитию и самовоспитанию человека.
В чем же отличие светского и церковного понимания духовности? В.Д.Шадриков отмечал, что «основа религиозной духовности - это вера в Бога и построение поведения (верующего человека) определяется канонами веры, религиозной моралью и т. д. Вера - это состояние души верующего человека, признающего существование Бога бесспорной истиной и непререкаемость Его великих заповедей.
Человек верующий не только верит, но и действует в соответствии с верой и свое поведение строит соответствующим образом. Совершает добро, и, естественно, это его возвышает, придает поведению целостность и дает человеку счастье. И, действительно, можно сказать, что в этом случае верующий человек духовен».
Интерпретируя светское понимание духовности, В.Д.Шадриков писал: «В светском образовании духовность часто отождествляется с культурой, которую наработало человечество, и со всем, что направлено на освоение культуры, на создание культуры личностью. Духовность отождествляется с творческой духовной деятельностью. С этой точки зрения мы в какой-то мере уходим от теологического понимания духовности, встаем на позиции научного, общекультурного ее понимания».
Таким образом, духовность связана с интеллектуально-психологическими особенностями человека, но «светская духовность, считает В.Д.Шадриков, - не может быть сведена только к интеллектуальности. Духовность всегда отражает отношение людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, определяет поведение человека в отношении добра и зла. Все это оформляется в личностные смыслы, они-то и определяют, в конечном счете, поведение человека. И здесь нет непроходимой грани между религиозным и светским пониманием духовности, потому что и религия может стать личностным смыслом человека, и тогда он становится по-настоящему верующим».
Самое популярное:
Символизм в религиозных учениях
В Евангелиях Иисус Христос провозглашает, что Он говорит притчами, то есть образами, сравнениями, чтобы его речь воспринималась больше сердцем, чем разумом. Этот метод выражения широко распространен на Востоке. В частности, часто прибегае ...
Ханифы и Мухаммед. Мухаммед – носитель «откровения»
В VI веке в южной Аравии широко распространилось движение ханифов, пророков–проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого бога. Подробных сведений о ханифах не сохранилось, детали их ...
Понятие религии
Религия (от латинского
religio
- набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия ( культ), основанные на вере всуществование бога или богов, "священного ...