Религия ислам. История возникновения ислама
Ислам
– самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.
В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекают все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога – Аллаха.
Одним из важнейших, хозяйственных и идейных центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня, почитавшееся большинством племен, - языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом. Мухаммед родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш. Рано осиротел, (отец умер через месяц после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.
Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и предавался раздумью.
В возрасте сорока лет (около 610 года) Мухаммеду впервые стали являться видения, слышаться голоса, со временем эти явления, сначала испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи – все более определенные. Первые, кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие родственники и друзья: Хадиджа, приемный сын Зейд, двоюродный брат Али, Абу Бакр Оман (позднее все они сыграли важную роль в истории ислама), уверовавшие, что слышанное и произнесенное Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям пророческие мысли.
Слухи о новом пророке и содержании его проповеди стали, чрезвычайно быстро распространятся в Мекке и за ее пределами. Однако большинство мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке становилось невозможным.
Пятнадцатого июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный Мединой.
Если в Мекке Мухаммед был лишь посланником Аллаха, духовной главным главой небольшой общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.
Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда (622 – 732 гг.) Медина стала не только центром распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама: Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога – Аллаха.
Самое популярное:
Религиозные истоки
христианства. Иудаизм
Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте. Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма.
Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно существующую между ран ...
Александровское масонство
Вначале царствования императора Александра I русские масоны различных направлений объединены были только одной мыслью: вернуть Ордену Вольных Каменщиков утраченное им в России значение.
Недовольство правительства Екатерины II было велики ...
Бессмертие души.
Концепции богословских теорий проповедуют личное бессмертие в загробном мире как единственное, что может и должно стать смыслом жизни человека. Если человеческая жизнь является высшей ценностью, то антиценностью является смерть. Вопрос о ...