Конспект сочинения П. А. Флоренского «Записка о христианстве и культуре»Страница 1
Недавнее время характеризуется наибольшим отдалением от высших духовных интересов и целостной духовной культуры, но в то же время пробуждающаяся потребность в таковых. В эту сторону культурный мир продвигался многие столетия, направляя усилия на построение стены между собою и Источником вечной жизни. Длительность пути разложения делает недуг человечества особенно трудным, но позволяет надеяться на излечение.
Прямое и открытое восстание против Бога, попытка объявить себя независимым от Бога и, следовательно, враждебным Ему – острая духовная инфекция, ведущая к быстрой гибели или, напротив, быстро проходящая.
Но бывает и хроническое заражение тем же ядом: человек не признается даже себе самому в своем отпадении от Бога и формально даже защищает религию, но фактически старается шаг за шагом отвоевывать у религии области своей автономии. Одна за другой выпадают из религии различные стороны человеческой деятельности, пока дело не доходит до основных истин религиозной онтологии, на которых держится христианская нравственность. Когда падает и эта основа, а религия приравнивается к нравственности, нравственность становится внешними случайными правилами поведения. Это не нравственное самоопределение, а фарисейская мораль.
Ложность курса недавней культуры была не в том, что представители культуры согрешали: «человек не может быть жив и не согрешить». Коренная неправда – в признании этого состояния нашей природы естественным и потому – правильным. Культура не только не противодействовала греху, но и сбивала с толку совесть, одобряя автономию.
Для культуры нового времени Тот, по ком «душа томится, как олень жаждет потоков водных», Жених души человеческой, - только несносное отвлеченное понятие, и оно только терпится, поскольку культура фактически еще несовершенна. Пора перестать обманывать себя примерами личного благочестия многих великих деятелей культуры и благодетельностью многих их трудов; пора ясно сознать руководящую нить новой культуры! Могут быть прекрасны отдельные лица и отдельные их достижения; но в целом, новая культура есть хронический недуг восстания на Бога.
Построение культуры определяется духовным законом, возвещенным Самим Господом: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Сокровище – это духовная ценность, то, что признаем мы объективным смыслом и оправданием нашей жизни. Сердце на библейском языке означает средоточие всех наших духовных сил и способностей, узел, завязывающий нашу личность. Спаситель говорит, что наша личность, и, следовательно, все ее проявления, всецело определяется нашим сокровищем, вопреки кантовской философии нового времени, по которой не Истина определяет наше сознание, а сознание определяет Истину.
Мы так привыкли веровать в культуру вместо Бога, что большинству представляется невозможностью различать понятие культуры и культуры нашего времени. Это отождествление глубоко ложно, ибо культура может иметь различное строение. Большинство культур было именно прорастанием зерна религии. Лишь христианству в настоящем наши современники отказывают в жизнеорганизующей силе, хотя бы в мере равной с прочими религиями. Охватывает глубочайший мрак и тоска: ведь это гораздо безотраднее, нежели прямой вызов воинствующего неверия, который ненавидит, а значит, признает силу. Это поминки по христианству, когда даже по уничтоженном противнике сказать похвальное слово.
«Не можете служить Богу и мамоне». Вера в Бога не допускает веры в самодовлеющий мир и признает «мир» не сущностью, а лишь состоянием. Если в области культуры мы не со Христом, то мы неминуемо – против Христа, ибо в жизни нет и не может быть нейтралитета в отношении Бога.
Христианство не может быть пассивным в отношении мира. Дух не может быть пассивным: он может все взять и всем воспользоваться, но не иначе, как преобразив по Христову образу.
Западное христианство времени барокко допустило существенную ошибку, пытаясь внести в себя сырье куски антихристианской культуры и, не одухотворяя их изнутри, навести снаружи лаком благочестия, или подкрасить под тон церковности. Научная и культурная деятельность иезуитов глубоко ошибочна, ибо это не настоящие строения, это лже-культура для ошеломления невдумчивых новичков, но отнюдь не для собственного употребления.
Современному человечеству нужна серьезная христианская культура, а не бутафория. Каждому надо искренно определить, хочет ли он и считает ли возможной таковую. Если нет, тогда незачем говорить о христианстве, тогда прав большевизм, требующий устроиться как-нибудь иначе.
Полуверие, боящееся впасть в полное неверие, боязливо цепляется за формы религиозной жизни. Оно относится к ним внешне и дорожит ими не как окнами, дающими Свет Христов, а как условными требованиями внешнего авторитета. Но известно, что соблюдение церковных требований по внутренней их сути – содействовать спасению – в иной раз ведет к несоблюдению их по букве, как равно и соблюдение по букве может противоречить духовной их сути.
Самое популярное:
Захаровский Василий Александрович
1889 г. р., ур. г. Москвы, окончил Калужскую сельскохозяйственную школу. Проживал в с. Сажино Сажинского сельсовета Спас-Деменского района Западной области. Служил псаломщиком Сажинской церкви. Женат. Имел 4 детей. В 1930 г. был раскулаче ...
Психология сект.
Термин «секта» специалисты-религиоведы толкует как «нетрадиционные», «внеконфессиональные» и тому подобные культы. Употребляется также термин «религии «нового века», обозначавший все современные религиозные новообразования.
…Вместо того ...
Основные ценности ислама
Первая, наиважнейшая ценность в исламе - религия. Религия, как известно, есть одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые яв ...