Законодательство Моисея.Страница 1
Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему взаимоотношений просвещенного, мудрого вождя и своевольной массы. Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном смысле создает сам народ. Моисей привносит идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая тем самым духовное пространство, в рамках которого различные племена объединяются в единый народ, поднимаются до осознания своего особого места в мире.
В этническом смысле евреи - дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического существования. Бог, народ, справедливость - так кратко можно обозначить суть учения Моисея.
За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями. Они являются общей основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охватывающему все общественно значимые аспекты поведения человека и включаемому сотни разнообразных норм от правил гигиены до форм благочестия.
Обычно принято подразделят заповеди Десятисловия на две группы: первые четыре, относящиеся к сфере сакрального права, и вторые шесть, относящиеся к сфере мирского права.
Исключительно важной с точки зрения связи бога и народа является четвертая заповедь. Она гласит: «Помни день отдохновения». В ней отношение к богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота - время духовного сосредоточения, размышлений о боге, очень важных для того, чтобы за повседневной суетой, за всякими частными делами не потерять из виду общих целей. Это день, который отдается богу. И в то же время это день, в который перед лицом бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их социального статуса. Отдохновение приписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении духовное единство Израиля перед богом находит свое предметное воплощение.
Существует прочная традиция рассматривать Десять заповедей Моисея как первый во времени и один из важнейших по сути нравственных кодексов. Можно назвать по крайней мере, три признака, в силу которых заповеди Десятисловия можно интерпретировать в качестве нравственных требований:
n Безусловность , изначальность. Они вводятся как прямые и первые указания бога. Мораль выводится через противопоставление, отрицание корысти и целесообразности мира. Она не только не ставит себе задачи вписаться в причинно-следственные связи мирской жизни, но полагает, что мирская жизнь обязана оправдаться перед ней. Мораль уходит корнями в непостижимые глубины бесконечного, она абсолютна.
n Категоричность. Они подлежат исполнению без каких-либо оговорок и ограничений. Моисей связывает выполнение заповедей с благодеяниями. Однако не благодеяния придают им истинность, а ,напротив, из их истинности вытекают благодеяния. Благодеяния - не условие, а следствие: только соблюдая заповеди, вы сможете жить, в противном случае погибнете.
n Всеобщность. Этот признак применительно к Декалогу является спорным. Нельзя рассматривать в качестве всеобщих первую и четвертую заповеди, в которых Яхве выступает как национально ориентированный бог. Да и остальные могут считаться таковыми, только если вырвать их из контекста Декалога, а сам Декалог - из контекста всей программы Пятикнижия. Тем не менее так оно и случилось. Декалог вошел в христианско-европейскую культуру как самостоятельный нормативный кодекс.
Самое популярное:
Вакх (Дионис).
Бог виноградарства и виноделия в греческой мифологии. Он был сыном фиванской царевны Семелы, зачавшей его от Зевса без телесной связи. Родился 25 декабря. Он был спасителем и освободителем человечества. В честь него ежегодно устраивались ...
Проблемы переводов
Разногласия различных христианских конфессий относительно правильности переводов Библии на китайский язык вызвали процесс появления всё новых и новых версий. Главные споры всегда возникали относительно перевода богословских понятий, несво ...
Еврахрастия, или святое
причастие
Евхаристия - еще одно фундаментальное таинство христианства, которое отмечается в память последней тайной вечери Иисуса со своими учениками. Этот момент веры утверждает, что хлеб и вино, вкушаемые во время ритуала приверженцами Иисуса, си ...