Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама.Страница 5
Если говорить о джихаде и газавате в прямом смысле, т. е. как о войне с неверными, то тут мусульмане обычно подчеркивают очень важные моменты. Во-первых, по правилам, это всегда должна быть только оборонительная война, и ее можно вести лишь в том случае, если на исламскую общину кто-нибудь нападает. Во-вторых, есть принципы, нарушать которые в ходе войны в высшей степени неблагородно: убивать слабых и беззащитных — детей, стариков, женщин, брать в плен священнослужителей и монахов любых вероисповеданий, подвергать физическим мукам и калечить пленников, убивать пленных, принявших ислам. Некоторые мусульманские предводители считали недопустимым уничтожать посевы, сады и другое имущество на территории противника. В то же время исламский закон позволял брать во время войны пленников из тех, кто воюет, казнить их, превращать в рабов или брать за них выкуп.
Последние годы жизни Мухаммед провел в Медине. Теперь он был на вершине своего могущества. Вокруг предводителя толпились многочисленные сподвижники и военные вожди. Все чаше и чаще именно они начинали реально управлять всеми делами в государстве. Пророк жил в почете, ему поклонялись, но, как это часто бывает в истории, политики старались делать за его спиной свои собственные дела. Не обходилось, конечно, без соперничества, борьбы за власть и многочисленных интриг.
Самыми приближенными к особе пророка людьми были его многочисленные родственники, но одно его не могло не огорчать: отсутствие сыновей. Мухаммед имел в общей сложности одиннадцать жен, девять из которых, в том числе любимая жена - совсем молодая красавица Айша, пережили его. Хотя у пророка были уже взрослые дочери, мечта о сыне не покидала его. И вдруг - о радость - родился маленький Ибрахим! К сожалению, ликование оказалось преждевременным: мальчик, которого отец буквально не отпускал со своих рук, неожиданно тяжело заболел и умер. Предание рассказывает, что в этот момент над всей страной померкло солнце [11, С. 104].
Теперь очередь была за самим пророком. В общем, он был совсем еще не стар, но неожиданно начал слабеть с каждым днем у всех на глазах. С большим трудом Мухаммед добирался до мечети, во время молитвы ноги не держали его, часто случались обмороки. Совсем ослабевший, великий пророк умер, когда голова его покоилась на коленях Айши. Это произошло в Медине в середине 632-го христианского года, в день, когда посланнику Аллаха исполнилось 63 года. Как говорил сам Мухаммед, любой пророк должен быть похоронен на том месте, где умер. В комнате Айши, отодвинув кровать, вырыли могилу, куда и опустили его тело. Смерть Мухаммеда вызвала смятение и испуг среди единоверцев, многие из них долго отказывались верить в нее.
Оценка личности Мухаммеда на Западе в течение веков претерпела значительные изменения. Религиозная нетерпимость, навеянная духом крестовых походов, предопределила восприятие основателя ислама в средневековую эпоху в гротескном искаженном виде. О нем писали как о мошеннике, о лжепророке, основателе ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. начались поиски новых подходов к личности Мухаммеда, однако вопрос в основном сводился к оценкам его психического склада, при этом акцент делался на признаках психического расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка. Уже в начале XX в. теория, связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммеда, была подвергнута массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что состояния Мухаммеда во время получения откровений, в том числе экстатические, аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммеда не как историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили поддержки в мировом исламоведении.
Самое популярное:
Хадж
Последним пятым «столпом» Ислама является хадж, т. е. паломничество в благословенную Мекку к священной Каабе и в Медину для поклонения Аллаху. В Коране записано:
«Те люди, которые имеют возможность обязаны ради Аллаха совершить паломниче ...
Содержание, структура Нового Завета.
Христианская церковь – не просто общество с единственным религиозным сознанием, но это «собрание перед лицом мира тех, кто призван составить новый народ божий, возвестить его волю». Т.е. Христос установил единство бога и человека, нарушен ...
Сотворение мира в христианских религиях
В Ветхом Завете, доставшимся христианам в наследство от иудеев, подробно описываются взгляды на сотворение мира:
- В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
- И с ...