Шариат: права и обязанности
мусульманСтраница 3
3. Права других людей. С
одной стороны, шариат предписывает человеку пользоваться своими личными правами и быть справедливым по отношению к самому себе, с другой же стороны, он предостерегает его от таких путей их исполнения, которые бы нарушали права других людей. Шариат попытался устанавливают равновесие в правах человека и правах общества с тем, чтобы между ними не возникало конфликта.
Ислам строго запрещает ложь в любой ее форме, ибо она пятнает лжеца, причиняет вред окружающим и становится источником опасности для общества. Ислам запрещает воровство, грабеж, подкуп, подлог, обман, лихоимство, ибо в этих случаях одни выигрывают за счет потерь и ущемления прав других. Запрещены также клевета, доносы, злословие и оговоры, а также все азартные игры, лотереи, спекуляция, потому что при этом человек выигрывает за счет тысяч других проигравших. Запрещены все виды коммерции, в которой прибыль достается только одной стороне. Монополизм, укрывательство и другие формы общественной и личной наживы тоже запрещены.
Убийства, кровопролитие, причинение зла, беспорядки и разрушения считаются преступлениями, ибо никто не имеет права отнимать жизнь или имущество у других людей ради личной выгоды или удовольствия. Супружеская неверность, прелюбодеяние и противо - естественные сексуальные увлечения строго запрещены, ибо они не только противоречат нравственности и причиняют вред здоровью виновникам этих преступлений, но и приводят к падению нравов, вызывают венерические болезни, разрушают общественные устои, подрывают здоровье будущих поколений, раскалывают общество. Ислам стремиться уничтожить все эти отвратительные преступления, чтобы предотвратить покушения эгоцентристов на права других. Человек не должен быть рабом своих желаний, нельзя распинать интересы других, реализуя свои личные права.
Шариат регулирует жизнь так, чтобы было обеспечено благосостояние каждому и всем. Но для достижения человеческого благополучия и культурного прогресса одних только ограничений и запретов недостаточно. В истинно цивилизованном и процветающем обществе люди не только не должны нарушать права других, но и тесно сотрудничать, устанавливать такие общественные институты, которые бы способствовали благосостоянию всех и созданию идеального человеческого общества. Законы шариата предусматривают и эти аспекты жизни отдельного человека и общества.
Семья - это первое пристанище человека. Именно здесь закладываются основные черты его характера. Потому сначала рассмотрим предписания шариата, относящиеся к семье. Семья состоит из мужа, жены и их детей. Исламские законы предписывают мужчине зарабатывать на жизнь и обеспечивать свою семью, защищать ее от всех превратностей судьбы. Женщине он поручает обязанность вести домашнее хозяйство, обучать и воспитывать детей надлежащим образом, окружать своих близких комфортом и вниманием. Долг детей - уважать и слушаться родителей, а повзрослев, обслуживать их и помогать им. Чтобы сделать дом хорошо управляемым и четко работающим институтом, Ислам принял следующие положения. Мужу дана роль главы семьи. Никакое заведение не может хорошо работать, если там нет главного администратора. Вы не можете себе представить школу без директора или город без мэра. Кто-то должен осуществлять контроль, иначе будет царить только хаос. Если муж и жена тянут в разные стороны, то будущее детей разрушено. В семье должен быть кто-то главным, ответственным за благополучие и порядок. Ислам отводит эту роль мужу и, таким образом, делает семью первичной ячейкой цивилизации, моделью общества в целом.
Глава семьи нагружен рядом обязанностей. Он должен зарабатывать на жизнь, выполнять всю работу, выходящую за пределы ведения домашнего хозяйства. Ислам освободил женщину от всех не домашних дел, переложив их на плечи мужа. Женщина может полностью посвятить себя своим обязанностям по дому и отдавать силы воспитанию детей - будущим попечителям нации. Женщина должна сидеть дома и выполнять возложенные на нее обязанности. Ислам не хочет ее загружать двойными заботами: воспитывать детей, вести домашнее хозяйство и работать вне дома, зарабатывая на жизнь. Это, по-видимому, вполне справедливо. Ислам поэтому распределяет функции между полами (30).
Но это не означает, что женщине не разрешается выходить из дома. Не в этом дело. Ей позволяется выходить когда это необходимо. Закон просто определил дом как специальную область ее работы и подчеркнул, что женщины должны заботиться домашнем очаге. А когда ей нужно выйти, она может это сделать, только соблюдая определенные формальности.
Самое популярное:
Обязанности родителей
Будда учил, что есть пять способов проявления родителями любви к своим детям:
- уводить их от зла;
- побуждать их делать добро;
- обеспечить их образование;
- устроить им подходящий брак;
- передать им в своё время наследство.
Первы ...
Сущность и функции
религии
Кант как-то заметил, что “моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже всего чувственно воспринимаемого мира ". Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времён, когда правила, нормы о ...
Социологический подход
Социологи не судят об истинности или ложности убеждений культов (в отличие от богословского подхода) и о хороших или плохих последствиях вовлечения в культ для конкретных членов (в отличие от психологического подхода). Социологи уделяют о ...