Языческие праздники славянСтраница 2
В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением рода и семейной жизнью – Ладе, Яриле и Лелю
. 22 апреля все вставали до рассвета и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть восход солнца. Это был один из ритуалов культа Даждьбога
. День этот у древних славян назывался Красной Горкой
. После крещения Руси Красную Горку справляли в первое после Пасхи Фомино воскресенье, только славили уже не Даждьбога, а Иисуса Христа.
Во вторник на Фоминой неделе язычники отмечали Радоницу (Навиев день) – весенний праздник для умерших
. Радоница имела множественное значение и выражала имена языческих родовых божеств, олицетворяющих почитание усопших. Умершим приносили жертвы на погребальные курганы.
1 и 2 мая язычники поклонялись Перуну
. В этот день, как правило, были первые майские грозы.
В июне русские язычники молили своих богов о сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем урожае. Плодородие земли и продолжение человеческого рода в их сознании были связаны с Ярилой.
Ритуалы, связанные с этим божеством, начинались 4 июня и повторялись еще 2 раза. 19–24 июня шла русальная неделя, кульминацией которой был праздник Купалы
, божества лета, покровителя полевых плодов и летних цветов. На полях жгли костры, устраивали хороводы с пением. Прыгали через костры, а затем прогоняли между ними свой скот. 29 июня отмечался праздник Солнца – поклонялись Даждьбогу, Сварогу, Хорсу, Ладе. Перед праздником Купалы (24 июня) совершали ритуалы Макоши
.
Языческие ритуалы июля и августа были преимущественно связаны с молениями о дожде, а после начала жатвы (24 июля) – с молениями о прекращении дождей. После окончания жатвы 7 августа – праздник первых плодов и урожая. 19 июля праздновали Макошь, а 20 июля – Перуна
. После завершения жатвы на поле оставляли небольшой кусок неубранного хлеба –«Велесу на бородку». 24–27 июля язычники отмечали дни божества праздничных дней Паликопы (Палия).
В обязанности этого божка входило наблюдение за должным исполнением праздничных торжеств.
Проводы лета в сентябре начинали с обрядов, посвященных Белобогу. 8 сентября почитали Рода и рожаниц
. 14 сентября, по древним поверьям, язычники считали, что птицы, змеи отправлялись в Ирье, теплую райскую страну, где царит вечное лето и растет мировое дерево.
Октябрь в языческих ритуалах был посвящен Мокоши
.
С наступлением холодов в ноябре восточные славяне обращались к богу огня Перуну и Мокоши,
моля их согреть и сохранить, а 26 ноября совершали ритуалы владыке света и добра – Даждьбогу, одновременно моля Карачуна избавить их от смерти и падежа скота.
Большую роль в жизни древних славян играли раздельные – мужские и женские – праздники. Они были связаны с обрядами передачи молодежи культурной традиции, знания поверий и ритуалов.
Девичьим праздником назывался Семик – неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе
, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели проходил смотр невест. По вечерам молодежь, «гоняла русалок» – играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко – той скоро замуж.
Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось «событием» и проводилось вне дома или поселка, а за пределами житейского бытового круга. Часто священнодействия проводились на холмах, на горах, «красных горках». Известно, что почитаемые идолы ставились славянами–язычниками на холмах.
«Красные горки», где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Леля, катание яиц на Фоминой неделе были, вероятно, возле каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, земледельцы отмечали на лугах первые весенние проталины и там проводили обряд встречи весны.
Для «соборов» большего масштаба, чем жители одного поселка, выбирались более заметные холмы и горы, где из года в год проходили большие языческие богослужения. Интересна долговечность таких религиозных центров: возникнув примерно в 1 тысячелетие до н.э. (а может быть, и в бронзовом веке), они донесли свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в н.э., а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри.
Самое популярное:
Вера в духовной жизни человечества
. Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенно, и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв. Фра Беато Анджслико
К началу третьего тысячелетия современной цивилизации все шест ...
Лютеранство
Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М. Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие после ...
Характеристики личности
Кто же такой или что это такое Дух Святой? Является ли Он некоей безликой силой или все-таки это разумная действующая Личность? В Библии существуют ясные указания на то, что Святой Дух не просто безличный дар, а личность. Это не просто жи ...