Священник во век по чину Мелхиседека. Первосвященник Нового ЗаветаСтраница 1
С пришествием Христа отношения Бога и людей переменились. Ветхозаветное откровение завершилось, уступив место Евангелию. Но это не значит, что Священное Писание Ветхого Завета должно быть отвергнуто, как не нужное для спасения. Об отношении христиан к Ветхому Завету так рассуждает блаж. Феодорит: «Извлекаем иную пользу из Ветхого Завета, потому что преподает нам точные уроки о благочестии, о вере в Бога, о любви к ближнему, правде и мужестве и представляет для подражания образцы ветхозаветных святых».[65] Осмысление явления Христа через призму образов ветхозаветного откровения помогает глубже постигнуть тайну Боговоплощения, его космический смысл для падшего человечества. Святитель Игнатий пишет о ветхозаветных прообразах: «Дивно Промысел Божий предвещал великое дело Божие, искупление человечества, библейскими прообразовательными тенями. В какой дали времен начали являться эти тени! Как живо обрисовывали они истину! Какой таинственностью покрыты были для современников! Как они стали ясны, очевидны, когда Бог открыл человекам разумение вдохновенных Им Писаний»[66].
Для правильного понимания учения апостола о Христе как о первосвященнике подобает раскрыть перемену состояния Адама, происшедшую с ним в результате падения, в контексте ветхозаветного закона и устава богослужения скинии и, в связи с этим, рассмотреть вопрос предназначения священства. Апостол Павел называет потомков Адама, ради которых воплотился Бог, «освящаемыми» ( Евр.2:11). Освящаемые, значит очищаемые от греха и всякой нечистоты, приготовляемые для служения Тому, кому посвящены, то есть Богу. Все, что избиралось и посвящалось Богу на земле, освящалось тем или иным чином, символизируя принадлежность единому Богу. Это касается и неодушевленных предметов, но, в первую очередь, конечно, это относится к людям. И если апостол Павел называет их освящаемые, то свидетельствует и об их посвящении, ибо, если бы люди не были посвящены, то не нужно было бы говорить и об их освящении.
Обычно освящением призываются к новому служению Тому, Кому посвящены, то есть Богу, все освящающему. Так, например, освящались ветхозаветные священники из рода Аарона. Они были в числе израильтян, уже избранных и посвященных Богу, но перед началом служения освящались сложным семидневным чином с помазанием и жертвами за грехи. Значит, назвав людей освящаемыми, апостол свидетельствует и их изначальную посвященность и восстановление ее Христом. Человек должен был стать связующим звеном между земным и небесным, между материальным миром земной твари и бесплотным духовным миром небесной твари. Адам посвящен Богу от сотворения своего и поставлен обладать всею тварью на земле, но не сам по себе, а пребывая в послушании благодати Святаго Духа. Потому на его волю сразу было наложено ограничение – запрет вкушать от древа познания добра и зла. Адам не сохранил послушание, в результате чего повредился душою. Душа осквернилась самостью, противлением Богу, стала неспособна исполнить свое изначальное предназначение. Рассмотрим, в чем же оно заключалось?
Человек – малый мир, соединяющий в себе духовное и материальное. В этом мире душа человека – начало и центр человеческой природы, дыхание Божие и образ Божий в человеке. Святые отцы учат о ее свойствах и составе различно[67], но все их объяснения душевно-духовных свойств человека правомочны, как благодатные рассуждения богопросвященных учителей Церкви о душе, так или иначе открывающие ее природу и свойства. Для решения задачи, поставленной в данном исследовании – выявления христологического смысла образов апостола Павла – выбран образ души, данный преподобным Макарием Великим. В одной из своих бесед он предлагает весьма интересное иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем.
В книге пророка Иезекиля описано, как он увидел «вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; …И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них - у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех». Пророк видел, что плечи их и перси исполнены очей, и не было места, неисполненного очей. При каждом лице было по три колеса, как бы колесо — в колесе, и в колесах был дух. И видел как бы подобие человека, и подножие у него — как бы сапфирное. Колесница сия (то есть Херувимы и животные) носила на себе восседающего Владыку, куда ни угодно было Ему шествовать, «и шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния». Это видение, пишет пророк Иезекиль, было видением подобия славы Господней (Иезек.1:5-28).
Самое популярное:
Ницше
3-й крупнейший представитель атеизма, Ницше, выходец из рода священников, в течение всей жизни вел тяжбу с Богом, завершившуюся тяжелым душевным заболеванием. О важности и нерешенности для Ницше вопроса о Боге говорит тот факт, что напис ...
Особенности еврейского религиозного права
История еврейского права насчитывает более трёх тысячелетий, и истоки его сродни другим правовым системам древнего Востока – древнеаккадского города – государства Эшнуанна (1900 г. до н.э.), Ассирии (1400 – 1110 гг. до н.э.), Хеттского го ...
Ислам и общество. Особенности духовного мира мусульманина
В основе отношений мусульманина и общества лежит подавляющая власть единого религиозного начала, не допускающая никакой свободы и самостоятельности, а также приоритет коллективного, общественного над личным. Отсюда особенностью ислама явл ...