Победа над смертьюСтраница 3
Иное направление взяли потомки Сифа, третьего сына Адама. Сиф родил Еноса, и в нем восстановилось богопочитание: «тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт.4:26). Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: «Вот имя, которое светлее диадимы, блистательнее порфиры! Что может быть блаженнее человека, который украшается призыванием Бога и это самое призывание носит вместо имени?»[52]. Один из потомков Сифа, Енох, удостоился за праведность быть взятым живым на небо[53], восторжествовав над смертью молитвою и стремлением ходить перед Богом. Но и род Сифа, названный в Писании сыны Божии, не устоял в праведности – его дальнейшие потомки смешались с сынами человеческими (Быт.6:2), взяв в жены дочерей из рода Каина и тем развратились. За то Господь Бог сократил человеческую жизнь: «И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3).
Но и это не остановило дальнейшего падения человечества, которое все более развращалось, водимое демонскими соблазнами, и потому уже лишалось смысла своего существования. Наконец, зло так умножилось на земле, что стало нетерпимым: «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:5-7). Прежде уничтожения развратившегося человечества Господь избрал праведного Ноя, который с семейством должен был восстановить человеческий род после потопа на обновленной земле. Здесь важно заметить, что до потопа сострадательный Ной, желая предостеречь обреченное человечество, в течение ста (!) лет наглядно проповедовал людям о грядущей каре за их нечестие, строя посреди суши свой грандиозный ковчег. Но ни один не обратился – вот явное свидетельство безвозвратного развращения остальных потомков Адама (Быт.6:14-15; 1Пет.3:20).
Ной был праведник, но праведность его не передалась во всей полноте его потомкам. Послепотопное человечество не изменилось по природе, имело все то же поврежденное естество и не могло идти иным путем, чем погибшие в водах потопа предки. Греховность человеческого рода поколение за поколением властно порабощала людей диаволу. Правильное богопочитание, установленное Ноем по откровению сразу после потопа, в его потомках стало забываться или извращаться. Уже через несколько поколений люди явили свою гордыню попыткой построения огромной башни, ставшей на все времена символом самости и богоборчества под именем Вавилонского столпотворения (Быт.11:9).
Под влиянием демонов естественная религиозная потребность, данная человеку при сотворении, реализовалась в поклонении твари. Повсеместно в народах стали формироваться демонические идолопоклоннические культы, культы поклонения явлениям природы, поклонения человеческим страстям, как, например, в греческом многобожии. Появились школы магии и чародейства, где культивировалось в разных формах поклонение демонам. Эти культы и верования получили общее название языческих. Святитель Григорий Богослов пишет о безумии и бессмысленности их обрядов: «Всякий обряд их и всякое таинство есть сумасбродство, темное изобретение демонов, и произведение жалкого ума, которому помогло время, и которое закрыла баснь»[54].
Поврежденное соблазном человеческое естество было обречено неизбежному плену лжи и смерти. Освободить его мог только Сам Творец естества[55]. Для спасения умирающего во грехах человечества нужен был подвиг Богочеловека – воплощенного Сына Божия. «Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти Бог Слово принял на себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства и научились всякой истине»[56]. Своим добровольным страданием Он принес человечеству свободу от страха смерти и рабства греху, устранил средостение между человеком и Богом. Теперь спасение стало доступным всем принявшим Христа. Крестной смертью Спаситель разрушил власть диавола над человеком и вручил Своим последователям оружие победы – Святой Крест. «Бог дал диаволу власть, но потом отнял ее за то, что он превысил свои права и напал на неповинного. … сатана, хотевший завладеть единственным человеческим Существом, над Которым он не имел власти, справедливо лишился всякой власти»[57].
Самое популярное:
История развития.
История развития католицизма – долгий процесс, растянувшийся на века, где было место и высоким стремлениям (миссионерство, просвещение), и стремлениям светской и даже мировой власти, и место кровавой инквизиции.
В средневековье в религио ...
Эпоха Первого храма
Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом
, который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета
, установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израиль ...
Отличие теизма от пантеизма. Привести примеры теистических и
пантеистических религий.
Теизм (греч. – бог) – религиозное воззрение, содержание которого составляют понятие о Боге, обоснование Его существования, представления о Его отношении к миру и человеку. Термин введен англ. Философом Р. Кэдвордом в 1743 г. Полагают, чт ...