Баптизм в РоссииСтраница 2
Нетрудно догадаться (хотя бы по аналогии с западной Реформацией), что в глазах угнетенного богомольного люда несовместимость собственных интересов с интересами монархического строя и охранявшей его церкви выступала как противоположность “истинной” мужицкой веры и казенного, ”Извне навязываемого" церковного благочестия. Учению церкви о ее роли непременного посредника в деле спасения они противопоставляли формулу “человек есть храм Божий”, церковной иерархии — демократизм религиозной организации. "господско-поповскому" Богу—своего “живого” Бога, в котором видели единственного защитника.
Много способствовало распространению таких настроений то обстоятельство, что Петр I на долгих двести лет обезглавил церковь, подчинив ее Святейшему Синоду и превратив в одно из ведомств самодержавной власти, т.е. отождествил ее с государством, политика которого вызывала бурный протест беднейших масс населения.
Наиболее заметным и для властей тревожным проявлением религиозно-социального диссидентства стало возникновение южнорусского "штундизма".
"Штунда - это мечта, "переработавшись в немца", стать, если не "святою" - таковая мечта потеряна - то, по крайней мере, хорошо выметенною Русью, без вшей, без обмана и без матерщины дома и на улице.
- Несите вон иконы .
- Подавайте метлу!
С "метлой" и "без икон" Русь - это и есть штунда.
Явление это огромно, неуловимо и повсеместно".
Василий Розанов, "Опавшие листья"
Само название происходит от немецкого Die Stunde - час. По воскресеньям, во внебогослужебные часы (отсюда и название) их последователи собирались в частных домах, где читали Библию и пели религиозные псалмы. По словам протестантских церковных историков, важнейшей причиной его возникновения являлся недостаток в России лютеранских, кальвинистских менонитских пасторов, за неимением которых толкование Св.Писания и церковные служения среди колонистов совершались простыми прихожанами. Таким образом, возникали замкнутые религиозные кружки, в которых вырабатывались новые взгляды на вопросы веры и церкви. Как правило, штундисты на начальном этапе своего развития не отделялись от Лютеранской церкви, но лишь требовали от своих братьев большего благочестия. Не довольствуясь церковными служениями, которые они всегда ревностно посещали, штундисты устраивали особые молитвенные собрания. Однако вскоре такие собрания были запрещены, и естественным последствием этого стало отделение их от Лютеранской церкви.
«Штундисты отвергали церковные Таинства и обрядность, настаивали на высоконравственных жизненных принципах, постоянном совершенствовании, покаянии, выступали за всеобщее равенство, братство и др., последнее весьма импонировало обездоленным русским крестьянам.
Штундизм был весьма заметным явлением в России не только потому, что существенно повлиял на русское население, но и потому, что стал предтечей и питательной средой баптизма. К середине ХIХ в. в Российской империи штундисты наиболее широко были распространены на юге Украины в Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерниях. Здесь первый кружок штундистов появился в 1817 г. Учение штундистов отражало чаяния беднейших слоев населения. В недалеком будущем, говорили штундисты, "начальство всю землю от православных помещиков поотбирает и нас всех понаделяет землею. И тогда уже всем, всему простонародью, которое только поступит в святые штунды и анабаптисты, будет великое добро, свобода на все и роскошь", поскольку "все золото, которое идет на царский дом, будет у нас в руках". Но это сделает не нынешнее начальство, потому что скоро "царя этого не будет, а будут цари по выбору; на кого упадет жребий, тот и будет царем". В своих упованиях на народное "царствование" на земле сектанты апеллируют к Евангелию. "Иисус Христос, говорят они, пострадал за весь род человеческий, следовательно, любовь его ко всем была одинакова, поэтому и блага мира сего должны быть разделены между людьми поровну, а так как состояние и земля суть блага мира сего, то, следовательно, как первое, так и второе должны быть разделены поровну между всеми живущими людьми". [9]
Самое популярное:
Христианский культ. Христианский храм
Храм, продуманный и совершенный по воплощению, является одним из центральных символов христианской культуры. По учению Иоанна Геометра(5в.), храм есть средоточие «всех красот вселенной»; это литургический образ мира, где потусторонние ста ...
СтанцаVII
1. Наконец, Сыны Майи ударили по Идеально настроенной Струне, и при этом звуке исчезла Иллюзия. Истина открылась полностью. Новорожденные облачились в Знание, Силу, блеск достижений, словно в одеяния.
2. Вниз по усыпанной звездами тропе ...
Чистяков Павел Васильевич
1883 г. р., ур. с. Дмитриевское Детчинского района Тульской области, священник в с. Дмитриевское. Женат. Имел троих детей.
1 декабря 1937 года был арестован. Тройкой УНКВД по Тульской области 7 декабря 1937 года по ст. 58 п. 10 приговор ...