Роль этических представлений при решении проблем секса и репродукции
Очевидно, что люди основывают свои решения в области секса не только на религиозных взглядах, но и на множестве иных соображений. Например, некоторые решения определяются главным образом личными вкусами и предпочтениями. Человек может спрашивать себя: «Привлекателен ли данный объект (или акт)? Есть ли у меня настроение? Подходит ли для этого время и место?» и т.п. Такого рода вопросы этически нейтральны, т.е. о нравственном выборе «хорошо или дурно» речь может идти здесь не в большей мере, чем при решении, заказать ли молочный коктейль или стоит ли посмотреть какой-то фильм.
Другие решения, касающиеся секса, определяются личными или социальными ценностями и их относительным приоритетом в наших глазах. Здесь люди могут ставить вопросы типа «правильно ли я поступаю?», «честно ли это?» или «не может ли это показаться обидным партнеру» Это уже этические вопросы, так как они касаются морального качества (правоты или неправоты) совершаемых действий. В отличие от принятия моральных решений, всецело основанных на религии (т.е. на вере), этические решения требуют рационального мышления. Это особенно важно потому, что наиболее трудны те нравственные проблемы, где нужно сделать выбор между «белым» и «черным», и между разными ценностями, вступающими в конфликт. Конечно, есть люди, которые делают свой выбор на смешанной основе веры и разума.
Существуют значительные различия в способах разрешения этических конфликтов. Например, Кинзи и его коллеги нашли, что в 40-х и 50-х гг. нашего века представления людей о «надлежащем» сексуальном поведении обычно зависело от уровня их образования. Люди, окончившие только начальную школу, как правило, считали допустимым те половые акты, которые «естественны»; обычное половое сношение одобрялось, тогда как мастурбация, орально-генитальные контакты и гомосексуальные отношения считались сомнительными или отвергались. В отличие от этого для людей со средним и неполным средним образованием критерием при оценке сексуального поведения обычно служила респектабельность. И, наконец, для получивших образование в колледже чаще всего главным становился в те годы третий критерий — действительно ли люди любят друг друга. Кинзи пришел к выводу, что уровень образования влиял на этику в области секса сильнее, чем формальная принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Позже, когда среднюю школу и колледж стало оканчивать больше людей, чем в 50-е годы, широкое распространение получили три другие позиции в моральной оценке сексуальных отношений. Одни считают нравственными любые формы добровольных сексуальных взаимодействий между взрослыми людьми в условиях уединения; по мнению других, в этой области можно одобрить все, что способствует межличностным отношениям, духовному росту и развитию личности; третьи полагают, что здесь не должно быть абсолютных правил — решения следует принимать, учитывая все особенности данной ситуации, так называемая «ситуативная этика» [1. с.140 - 170]. Какой бы ни была позиция по отношению к сексу, решения всегда принимаются на основе определенных ценностей. Даже если не используются понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно», все равно часто происходит сходное сопоставление здорового и нездорового, невротического и нормального, свободного и подавленного. В какой мере эти оценки будут этическими, каждый решает сам, исходя из стандартов и ценностей, которых он (или она) придерживается.
Самое популярное:
Бог. Его имя. Философия
К понятию Единого Бога можно прийти многими путями, в том числе и рассуждая об имени Бога.
Проследим ход мыслей великого философа-теолога Николая Кузанского, который, учитывая удаление пространства в бесконечность в любую сторону или в с ...
Американское масонство
В североамериканских колониях Англии масонство появилось, скорее всего, после первых успехов его среди великосветского общества митрополит, т.е. в 20-х годах CUIII столетия. Появились они в провинциях Нью-Йорка, Нью-Джерси и Пенсильвании. ...
Отрицание исторической непрерывности существования Церкви Христа
Многие культисты, называющие себя истинными христианами, говорят, что со времени апостолов или с первых веков христианства до появления их движения истинной Церкви на земле не существовало.
Например, мы видим это в случае с мормонизмом. ...